Тест поезда. Чем отечественный «Невский экспресс» лучше импортного «Сапсана»

На «Невском экспресс» я не ездил года три, наверное. Мне было интересно посмотреть, что стало с некогда самым статусным дневным поездом РЖД, ныне зажатым между «Сапсанами». Так я оказался к китайско-кошачьем купе.

Тест поезда. Чем отечественный «Невский экспресс» лучше импортного «Сапсана»

8000 рублей или бесплатно

Мне нужно было ехать с котом 29 сентября из Петербурга в Москву. Дату отправления я знал заранее, поэтому, когда увидел, что РЖД распродает билеты по программе «РЖД-Бонус» за полцены, тут же их оформил. Такая поездка мне обошлась всего в 3500 баллов и 563 рубля (деньгами оплачиваются «услуги» – наборы с тапочками, еда и т.д.). Багажная квитанция на кота обошлась дополнительно в 418 рублей.

Вместе со мной должна была ехать жена, но приболела. Ее билет, оформленный таким же образом, я сдал, потеряв на этом 203 рубля 50 копеек, но сохранив баллы. Место выкупила другая пассажирка (что символично – тоже с кошкой). Она рассказала, что за день до отправления она заплатила около 8000 рублей. Это похоже на правду. Смотрю, сколько стоят билеты на ближайшее воскресенье и пребываю в легком шоке.

Тест поезда. Чем отечественный «Невский экспресс» лучше импортного «Сапсана»

При этом при заблаговременной покупке стоимость поездки на «Невском экспрессе» остается вполне себе «в рынке» и часто даже ниже, чем аналогичные билеты на «Сапсан».

Тест поезда. Чем отечественный «Невский экспресс» лучше импортного «Сапсана»

«Вы когда-нибудь были в Китае?»

«Вы когда-нибудь были в Китае? Сейчас побываете», – улыбнулся на посадке проводник. Китайцев в вагоне действительно было немало. В моем купе – четверо. Пятым пассажиром была та самая женщина с кошечкой.

Тест поезда. Чем отечественный «Невский экспресс» лучше импортного «Сапсана»

Вагоны «Невского экспресса», если кто не ездил, бывают двух типов. Первый тип – «открытый». Это так называемые простые сидячки с креслами, как в самолете или «Сапсанах». Сейчас они не в ходят, находятся на ремонте, но проводник пообещал, что скоро вернутся в строй.

Второй тип – купе за стеклянной перегородкой с дверью. В вагоне восемь купе. Они значительно шире обычных, в них с комфортом размещаются шесть человек – по три друг напротив друга.

Эти вагоны – серии 61-4170 – были запущены в серийное производство 20 лет назад, в 1999 году на Тверском вагоностроительном заводе. Впрочем, дальше «Невского экспресса» они не пошли.

Тест поезда. Чем отечественный «Невский экспресс» лучше импортного «Сапсана»
Скриншот из справочника «Альбом ФПК пассажирские вагоны»

Столики в этих вагонах выдвижные, так что средний пассажир не чувствует себя обделенным. А для пассажира, который едет на ближнем к выходу из купе месте, есть еще и откидной столик. В вагонах установлены работающие телевизоры. По ним крутили какие-то советские фильмы. Звук шел через наушники – можно было воспользоваться своими или теми одноразовыми, которые лежали на столике проводники. Кроме того, в купе есть две розетки – по одной на трех пассажиров.

«Самый лучший пассажир»

Наш поезд отправился ровно по расписанию в 14:30, плавно взяв с разгон. На столах уже стояли бутылочки с водой, лежали небольшие наборы с салфетками и шоколадкой. Также каждому пассажиру предназначалась такая сумка.

Тест поезда. Чем отечественный «Невский экспресс» лучше импортного «Сапсана»

Внутри – маска на глаза, тапки, салфетка и ложечка для обуви.

Тест поезда. Чем отечественный «Невский экспресс» лучше импортного «Сапсана»

Скоро принесли сэндвич на выбор – курица, ветчина-сыр или вегетарианский.

Куриный сэндвич оказался съедобным – главное не читать, из чего он сделан. Впрочем, состав был напечатан так, что прочитать его было невозможно.

Тест поезда. Чем отечественный «Невский экспресс» лучше импортного «Сапсана»

Помимо курицы внутри сэндвича – маринованные огурчики и морковка по-корейски.

Тест поезда. Чем отечественный «Невский экспресс» лучше импортного «Сапсана»

Китайцы мои сразу по отправлении начали звонить по видеосвязи на родину и махать руками, мол, вот мы в российском поезде. Подсмотрев через плечо, увидел, что из мессенджеров они предпочитают телеграм, а инстаграма совсем не знают. Китайская цензура похлеще российской.

Через какое-то время пришел проводник и предложил чай-кофе. Горячие напитки не входят в стоимость проезда и оплачиваются отдельно. Я попросил сразу два пакетика, а еще купил пару магнитов на холодильник из серии «Поезд впечатлений» и бумажный конструктор – вагон «Ласточка» – за что сразу получил почетное звание «Самого лучшего пассажира».

Тест поезда. Чем отечественный «Невский экспресс» лучше импортного «Сапсана»

Проводник несколько раз за поездку проходил по вагону, предлагая чай, туалеты всегда были в чистоте, воздух в вагоне комфортный. Тем, кому было прохладно, предложили пледы.

Кот и китайцы

Прежде чем рассказать, чем «НЭ» лучше «Сапсана», хочу оговориться. С точки зрения перевозки животных, «Сапсан» удобнее. Там у меня кот едет на руках и смотрит в окошко...

Тест поезда. Чем отечественный «Невский экспресс» лучше импортного «Сапсана»

А здесь так сесть уже не получится... Окно по отношению к месту расположено иначе. Единственный вариант – посадить кота на стол, но, боюсь, соседи по купе были бы против, поэтому мой усатый товарищ сидел в переноске.

Тест поезда. Чем отечественный «Невский экспресс» лучше импортного «Сапсана»

Когда я первый раз все же выпустил котика на руки, китайцы оживились. «Уау! Миу-миу-миу», – закричали они, достали смартфоны и начали нас фоткать. Катарсис случился, когда где-то не середине пути соседка достала из сумки свою кошечку. Китаянки были в шоке.

А так большую часть пути туристы из КНР (как я выяснил, из Шанхая) мирно спали. Нас они угостили какой-то странной местной едой на основе сои. Меня всегда в поезде китайцы чем-нибудь угощают. В прошлый раз вафли дали из пальмового масла. Теперь вот сою. Гадость редкостная, но они не со зла. Сами-то они это едят.

Тест поезда. Чем отечественный «Невский экспресс» лучше импортного «Сапсана»

Итак, чем «Невский экспресс» лучше «Сапсана»

По цене и времени в пути эти два поезда примерно одинаковые, так что сравнение корректно.

1. Во всех купе «Невского экспресса» есть розетки. Пусть одна на трех человек, но все же. В эконом-классе «Сапсана» пока лишь 1-2 розетки на вагон.

2. Каждому пассажиру «Невского экспресса» положен минимальный набор питания. Возможно, сэндвич кому-то и не понравится, но наличие воды – большой плюс. В «Сапсане» воду пришлось бы покупать втридорога.

3. Как, кстати, и чай. В «Невском экспрессе» – пирамидки хорошего качества и чай из классического стакана в подстаканнике за 45 рублей, в «Сапсане» – куда более простые чаи в бумажном стаканчике продают за 100 рублей. Ну и, конечно, с кипятком в «Невском экспрессе» проще. Он бесплатный, в любом вагоне, без ограничений.

4. В «Невском экспрессе» можно размяться. Пойти погулять по коридору, постоять у окна. В «Сапсане» таких просторов нет.

Тест поезда. Чем отечественный «Невский экспресс» лучше импортного «Сапсана»

5. У «Невского экспресса» больше, чем у «Сапсана» выдвигаются кресла.

Тест поезда. Чем отечественный «Невский экспресс» лучше импортного «Сапсана»

6. Ну и самое интересное. «Невский экспресс» – полностью отечественный поезд. Он состоит из российских вагонов почти 20-летней давности. На сегодняшний день его тянет еще и отечественный электровоз ЭП-20. Таким образом, выходит, что Россия может делать собственные скоростные поезда, которые по комфорту и времени хода не уступают «Сапсанам». Но почему-то не делает. Даже интересно, почему.

Другие материалы в рубрике #тест поезда можно найти по этому тэгу.

Подпишитесь на нас в Вконтакте, Фейсбуке или Одноклассниках, чтобы не пропускать новые публикации. А в Телеграме мы еще и постим важные ж/д новости.