Как «Аэроэкспресс» хотел привлечь китайцев, но обманул россиян

«Аэроэкспресс» на год раньше срока завершил акцию, дававшую право проезда на электричке за один рубль. Видимо, перевозчик посчитал, что о ней узнало слишком много россиян.

Как «Аэроэкспресс» хотел привлечь китайцев, но обманул россиян
Аэроэкспресс на Шереметьевском направлении. Фото: Виктория Ноговицына

Суть акции была в следующем. При оплате с карты Union Pay поездка стоила бы одни рубль, а не 500, как по обычному тарифу. Union Pay – китайская платежная система. Видимо, менеджмент «Аэроэкспресса» рассчитывал таким образом привлечь китайских туристов в качестве пассажиров.

Однако блогеры быстро раскопали, что карту Union Pay без труда можно получить и в российских банках. Первым о лайфхаке громко заявил Илья Шатилин в своем блоге Frequent Flyers, позже информацию подхватили другие авторы, в том числе я. В итоге статьи о лайфхаке прочитали около 100 тысяч человек, а в банках на какое-то время даже закончились карты (например, в Россельхозбанке). Причем выдача и годовое обслуживание карты стоило стольно, что окупалось после первой же поездки.

Как «Аэроэкспресс» хотел привлечь китайцев, но обманул россиян
Фото: Кирилл Балберов

В результате в «Аэроэкспрессе» решили, что негоже россиянам пользоваться благами, уготованными китайским туристам, и досрочно завершили акцию – она должна была продлиться до марта 2020 года, но закончилась в мае 2019 года.

Между тем акция вряд ли принесла бы «Аэроэкспрессу» большие убытки, а наоборот помогла бы привлечь новых пассажиров, которые не пользуются «Аэроэкспрессом» из-за их странной ценовой политики. Дело в том, что при цене билета в 500 рублей в случае путешествия в аэропорт хотя бы вдвоем – уже дешевле становится доехать на такси или каршеринге. Кроме того, есть множество относительно быстрых и более дешевых автобусных маршрутов во все три московские аэропорты.

Как «Аэроэкспресс» хотел привлечь китайцев, но обманул россиян
Фото: Виктория Ноговицына

После досрочного завершения акции многие почувствовали себя обманутыми. В Сети даже появились призывы бойкотировать перевозчика.

Как «Аэроэкспресс» хотел привлечь китайцев, но обманул россиян
Скриншот: Frequent Flyers

Хотя, конечно, призывы к бойкоту не массовы и вряд ли перевозчику есть чего опасаться в действительности. Те, кто не любил «Аэроэкспресс» укоренятся в своем мнении, большинство же пассажиров, которые пользовались электричками в аэропорт, скорее всего, и не узнают о решениях чудо-маркетологов.

В 2018-2019 году «Аэроэкспресс» сделал еще один необъяснимый ход с точки зрения ценовой политики. Он ввел промежуточные остановки на шереметьевском («Окружная») и домодедовском («Верхние котлы»). Но проезд от них до аэропортов стоит те же 500 рублей. Выходит, самая дорогая электричка России – 20 минут поездки за 500 рублей.

Как «Аэроэкспресс» хотел привлечь китайцев, но обманул россиян
Фото: Виктория Ноговицына

Сегодня лишь каждый восьмой пассажир приезжает в Шереметьево на «Аэроэкспрессе». А пассажиропоток всех трех аэропортов в 2018 году составил 12,1 млн, что на 25% меньше, чем пять лет назад (в 2019 году услугами «Аэроэкспресса» воспользовались 16,9 млн человек).

Как «Аэроэкспресс» хотел привлечь китайцев, но обманул россиян
Пассажиропоток «Аэроэкспресса» по годам. Источник: Википедия.

Сейчас между «Аэроэкспрессом» и РЖД идет спор о том, кто будет строить и обслуживать ответвления к терминалам B и C в Шереметьево. Не ясна пока судьба электрички в аэропорт Пулково в Петербурге. Говорят о ней, наверное, уже лет 20.