Русский язык у моих детей не с потолка взялся

Если кто-то скажет, что достаточно маме ПРОСТО говорить с ребенком на русском, живя не в России, и ребенок будет на нем болтать, я в него брошу яблочным огрызком. Потому что знаю, что нет.

Русский язык для нас - это путь. У меня ощущение, словно со старшей я прокладываю тропу сквозь глубокие сугробы. Идешь, потеешь, проваливаешь по колено и периодически падаешь в снег а помощи ждать неоткуда. Никто не возьмет тебя за руку и не скажет - я знаю, что делать, у меня было также. Потому что опыт других семей - это опыт других семей. У всех разные условия, разные дети и сравнивать моего ребенка мне не с кем. Есть надежда, что с Соней и Катей будет легче. С Соней уже легче. Но с Валюшей - сугробы.

Периодически наступают кризисы. Один такой случился, когда Валюше было 3 года, и она не говорила НИЧЕГО, ни на одном языке. Из звуков у нее были только гласные. И это при том, что я с года с ней усиленно занималась. Тогда в моей жизни (слава Богу!) появилась логопед Женя Ершова. В то время она жила в Южной Корее, и мы созванивались с ней по скайпу. Она просто нас спасла и одновременно с этим открыла мне глаза на происходящее. Ничего не будет даваться без труда. И трудиться придется очень долго.

У меня была долгая депрессия, когда я поняла, что мой родной ребенок по-русски говорить не будет, если я не смирюсь с тем, что отныне я должна бороться за этот язык в течение многих и многих лет.

Потом наступило принятие ситуации. И я вступила на этот путь.

После продолжительных и правильных занятий под контролем Жени, мне удалось поставить Валюше все звуки и разговорить ее. Я радовалась любым ее успехам, и то, чему обычный русский ребенок учится без труда, для нас становилось настоящим чудом.

Сейчас наступил очередной кризис. И рядом нет Жени, чтобы подсказать, что нам делать. Я писала ей пару раз, но она не ответила. Наверное, не успевает, или перестала консультировать. Как мне нужен сейчас рядом понимающий человек с соответствующим образованием и опытом работы с детьми-билингвами.

Мы начали программу второго класса, и я понимаю, что не тянем. Упражнения типа "перепиши" или "вставь слово" Валюша делает легко, но застопорились с сочинениями. Она просто не может сформулировать предложение. Главная мысль произведения, что хотел сказать автор, описать основные события книги - не может! От слова совсем. Никакие мои наводящие вопросы не помогают, а я не могу понять, почему не получается. Говорит, ничего нет в голове, совсем никаких мыслей. Книга нравится, но что хотел сказать автор - не понимает.

Мучились сегодня пол вечера с этим несчастным сочинением. Я обессиленно бросила все и ушла. Думать, думать и грузиться. Что дальше? Я напишу работу за нее? А как она научится формулировать грамотно свои мысли?

- Этот мальчик плохой. Не плохой? Тогда не знаю. Книга о дружбе. Все плохие. Не плохие, значит хорошие. Он все ломает. Ему ставят двойки.

Это все, что мне удалось вытянуть из ребенка. Замучила ее и себя заодно. В сердцах решила все бросить. Сама тут же в ужасе себя спрашиваю - а что дальше? На португальском говорить с ними? С родными детьми на чужом языке? Поняла, что ни за что не смогу. Расплакалась от бессилия.

Понимаю, что нужен другой план. Не школьная программа, что-то иное. Много гуглила, читала. Инфы море, не могу разобраться, что лучше именно для нас. Кто подскажет, куча статей, книг, текстов, не успеваю все это перелопатить, ведь надо на СЕЙЧАС. На вчера даже, быть может.

- Мама, я люблю этих книг.

- Эти книги!

Почему пошел регресс? Как это остановить?

- Я не знаю, если он пойдет завтра в школу.

- Я не знаю, пойдет ЛИ он завтра в школу.

Этот процесс обратим или мне пора смириться?

- Я пойду помою этих кубиков.

8 лет! Помою кубиков.

Сдаться? Я не могу. Мне нужно подумать, уйти в тишину. Должен быть путь, мы его найдем. Нужно просто подумать в тишине.

Валюша приходит с конвертом.

- Это подарок для тебя, мама.

Мне не до подарков. Хватаюсь за домашние дела, чтобы успокоиться, я слишком устала. Устала тащить этот груз. Он непосильный, неподъемный. Я не могу так больше одна, мне нужна помощь. Я не знаю, что мне делать.

- Мама, возьми, пожалуйста, подарок. Открой его.

Открываю конверт, а там...

Русский язык у моих детей не с потолка взялся

.............

Сажусь на стул и начинаю плакать. Это ты меня прости, Валюша! Ты не виновата, это я тебе планку ставлю слишком высокую, а правда, знаешь в чем?

- Все дело в том, что я боюсь, что однажды не смогу больше говорить с вами на своем родном языке. С самыми моими родными людьми я не смогу говорить на родном языке! Я так боюсь, мне так больно об этом думать. Так страшно!

Дети обступили меня, обняли с двух сторон и хором сказали:

-Мы выучим русский, мама! Мы его выучим, вот увидишь!

...........

Я знаю, в мире очень много смешанных семей, где мама отказалась от своего языка в пользу языка папы и среды. Говорит с детьми на иностранном и нет проблем. Я верю, что это счастливые семьи и мамы у них хорошие тоже. Но я так не смогу. Может, я ненормальная, больная на голову, я не знаю.

Это язык моей страны. Это язык моей мамочки, которой с нами нет уже много лет. Это я сама, а в моих детях половина - русская. Отказаться от русского языка для меня все равно, что обрубить половину души моего ребенка. Каждого из трех. Говорить с ними на иностранном - все равно что потерять себя.

Но продолжать так, как сейчас, тоже нельзя. Изучение языка должно приносить радость, а не служить причиной ссор. Поэтому я буду искать новый путь.

Сейчас мне тяжело, но это пройдет, я знаю.

Комменты закрою, простите. Мне просто нужно было куда-то это написать. Если хотите что-то подсказать или просто поддержать - пишите мне в личку. На негативные сообщения буду отвечать баном. Мне они сейчас не нужны.

Вступительный пост - Из русской деревни в джунгли Бразилии.