Редкая похвала РЖД. Как ужасный поезд вдруг стал хорошим

Еще лет пять назад я ехал на этом поезде и думал: интересно, настанет ли такой момент, когда тут будут биотуалеты, а не дыра с видом на шпалы. И чтоб кондиционер, а не открытое окно. Если честно, не верилось. А теперь этот момент настал.

Редкая похвала РЖД. Как ужасный поезд вдруг стал хорошим
Поезд 663/664 Москва – Псков на Рижском вокзале Москвы. Фото: Кирилл Балберов

Развалили то, что было

Родину не выбирают. Родительский дом находится в Псковской глуши. Приятное место, только вот что от Москвы, что от Петербурга надо ехать на машине семь часов. Довольно утомительно. Поэтому часто приходится пользоваться поездами.

Из Москвы мне походит поезд 661/662 Москва – Великие Луки, он же 663/664 Москва – Псков. «Он же» – потому что два раза в неделю состав идет по удлиненному маршруту. Это всегда был абсолютно ужасный тарантас.

Хотя нет. Не так.

Когда-то, лет 10, а может 15 назад, когда мы все были неизбалованны поездами, это был приличный поезд. Его обслуживали в Великих Луках местные проводники. Тогда не было чехарды с вагонами. Ты мог из раза в раз, покупая билет в один и тот же вагон, примерно знать, что тебя ждет. Это были, кстати, очень заботливые проводники. Чистота в вагонах, ковровые дорожки, занавески с гербом Великих Лук, вежливое обслуживание...

Редкая похвала РЖД. Как ужасный поезд вдруг стал хорошим

Помню, даже чайники с холодным кипятком стояли. К поезду прицепляли беспересадочные вагоны до Себежа (город на границе Псковской области и Латвии).

Но потом случилась реформа РЖД и все развалилось. Великолукских проводников уволили, поезд «отдали» непонятно кому. Часто можно было встретить в вагонах проводников, которые вообще не знали маршрутов и станций.

Но потом все изменилось к лучшему. Состав приписали к Пскову и постепенно он стал улучшаться. Это касается не только вагонов, но и обслуживания.

Через лес со всеми остановками

Поезд, чтоб вы понимал, – не самый комфортный для езды в принципе. 600-я нумерация означает, что это не скорый, а пассажирский поезд, который идет не быстро и останавливается на каждой маломальски значимой станции, кое-где стоит подолгу (однопутка и надо пропускать встречные). Не лучшее место для крепкого сна, особенно если попался старый вагон – душный и шумный.

Редкая похвала РЖД. Как ужасный поезд вдруг стал хорошим

В мае с этим поездом приключилась забавная история, связанная с моим блогом. Ехала жена. Купе, верхняя полка. В какой-то момент дышать стало совсем нечем. Проводница реагировала как-то неадекватно, говоря, что если включит вентиляцию, то застудит весь вагон.

Когда жена приехала и рассказала мне, я написал в блог подробную инструкцию о том, что надо говорить проводнику, чтобы было недушно. В тексте я упомянул поездку супруги – даже без даты и номера вагона. Через несколько часов со мной связался начальник вагонного участка из Пскова Игорь Сергеевич Дебуш и предложил вернуть деньги за поездку. Я отказался, но пообещал, что если поеду вновь и все будет отлично, то напишу об этом. Вот выполняю обещание.

И вот с тех пор я проехал даже дважды. Оба раза мне доставались билеты в купейный вагон серии 61-4179. Чтоб вы понимали, такие вагоны производил Тверской вагоностроительный завод в 1998 – 2008 годы, так что их нельзя назвать новыми, но они довольно комфортные. В них есть и кондиционеры, и биотуалеты, и даже розетки. Например, такие же вагоны ходят в составе частного фирменного поезда «Мегаполис» Москва – Петербург (здесь я писал о том, как «Мегаполис» спасает любителей спонтанных поездок между двух столиц, когда нет билетов).

Ну так вот. Обе поездки прошли идеально. Вентиляция работала, было комфортно, дышалось свободно, розетки работали, проводники (один раз студентка, в другой раз – нет) любезно обслуживали пассажиров, разносили чай, будили за полчаса, белье сдать не требовали (обычно же по этим параметрам оценивается качество).

Редкая похвала РЖД. Как ужасный поезд вдруг стал хорошим
Поезд 663/664 Москва – Псков на станции Новосокольники. Фото: Кирилл Балберов

Я посмотрел – вся купейная группа в этом поезде была приличной. Даже старые немецкие «шоколадные» купе были существенно обновлены.

Диалог с начальником

Во время последней поездки разговорился с начальником поезда. Он рассказал, как обучает студентов. Несколько раз за рейс пройдет по составу. Сам проверит температуру. Объяснит, что табло показывает температуру в коридоре, а в купе, где за закрытой дверью дышат четыре человека, намного теплее и душно. Поэтому он заставляет проводников всегда периодически проветривать. Я спросил у него, а как же быть, если проводник неадекватный, как в случае с моей женой.

«Даже не надо его слушать, всегда зовите начальника поезда», – сказал он, намекнув, что это человек другой квалификации, который всегда всё понимает.

***

Конечно, плацкартная группа в этом поезде гораздо менее привлекательна, чем купейная. Еще много старых вагонов. Но и там в некоторых вагонах уже есть кондиционеры и биотуалеты. Когда ехал в последний раз, видел, что два из восьми плацкартов – новые, производства ТВЗ последних лет, то есть укомплектованы всеми благами цивилизации.

А вот сидячка в этом поезде все еще совсем убогая – с открывающимися окнами вместо кондиционера и туалетами, из которых можно увидеть шпалы. Правда и билеты туда стоят копейки.

Кстати, можно было бы подумать, что изменения этого поезда заметил только я, но нет. Сходил на туту.ру, где пассажиры оставляют отзывы о составе и посмотрел, что пишут.

Редкая похвала РЖД. Как ужасный поезд вдруг стал хорошим

Для меня изменение к лучшему именно этого поезда – очень важный показатель. Не потому что я им иногда езжу, а потому, что это не какой-то «фирмач», а обычный пассажирский поезд, который ездит из Москвы в глухую провинцию. Надеюсь, пройдет еще год-два и хвалить его можно будет уже безо всяких оговорок.