Многие, кто отдыхал в Крыму на восточном побережье, видели знаменитые Скалы-Корабли: четыре красивых скалы, виднеющиеся вдали от берега напротив розового Кояшского озера и потрясающих диких пляжей на границе Опукского заповедника.
Но мало кто знает, что с эти скалы стали одним из важных элементов Керченско-Феодосийской наступательной операции 1941 года, когда советские войска пытались переломить ход немецкого наступления на Крым и отбить его обратно, прорвавшись к осажденному Севастополю.
Скалы-Корабли — уникальные для Крыма скальные образования. В 4 километрах от берега, в Черном море находятся четыре невероятно прочных известняковых рифа, которые не могут разрушить шторма многие тысячи лет.
Они носят названия Элькен-Кая, Каравия, Петра-Каравия и Эльчен-Кая и сегодня это естественное гнездовье бакланов. А в конце декабря 1941 года им было суждено сыграть важную роль в начале наступательной операции Красной армии на Крым.
В самом конце 1941 года, когда советские войска были выбиты из Крыма, оставшись только в полной блокаде в Севастополе, было решено провести наступательную операцию в Крыму, чтобы прорваться к Севастополю, деблокировать его и вытеснить немцев от Черного моря к Перекопу.
Для этого по всему восточному побережью — от Керчи до Феодосии планировалось высадить массированный десант, для чего было решено использовать большие надводные корабли, вплоть до крейсеров. Переход и высадку десанта намечалось провести ночью, но нужны были маяки-ориентиры.
Так как побережье было полностью занято немцами, самый важный маяк решили зажечь на … скале Эльчан-Кая — самой высокой из Скал-Кораблей.
Для осуществления этой задачи к скалам отправили подводную лодку Щ-203 «Щука», которая должна была высадить на скалы двух лейтенентов-гидрографов — Владимира Моспана и Демьяна Выжула.
В задачу молодых лейтенантов входило высадиться на скалы (в штормовом море в декабре, ночью!), забраться на 20-метровую обледенелую Эльчан-Кая с ацетиленовым фонарем и баллоном газа и зажечь на верху фонарь.
Сложности начались еще на подходе: штормовая погода не дала возможности подводной лодке подойти близко к скалам. Пришлось спускать на воду спасательную шлюпку, загружать в нее все оборудование, и лейтенантам своим ходом добираться до скалы.
Очевидцы потом утверждали, что места в шлюпке было так мало, что офицеры приняли решение не брать с собой шинели.
Честно говоря, я не представляю, как им удалось на морозе, в шторм добраться до скал, высадиться, вскарабкаться на покрытую льдом 20-метровую Эльчан-Кая, затащить туда оборудование и вовремя зажечь фонарь! Просто посмотрите на фото выше и попробуйте тоже представить.
На десантных кораблях долгожданный маяк заметили, сделали поправку и проложили уточнённый курс на Феодосию. Впервые в истории войн крейсера ворвались в занятый врагом порт, высадили десантников прямо на пирс и портовый мол.
2 января 1942 года операция успешно завершилась и Керченский полуостров был отбит у немцев.
Вот только лейтенанты-гидрографы до этого момента не дожили. Ночью 29 декабря к месту их высадки подошла подводная лодка, чтобы забрать на борт, но бойцов на скалах не оказалось.
Не сумели обнаружить следов гидрографов и на берегу, после окончания операции.
Уже позже, после войны выяснились обстоятельства происходящего в те дни. Как оказалось, свет мака на Скалах-Кораблях увидели не только наши десантные корабли, но и немцы. Они отправили патрульный катер на свет фонаря, захватив обмерзших и полуживых Владимира Моспана и Демьяна Выжула. Больше о них никто не слышал...
В советские годы на склоне горы Опук, прямо напротив Скал-Кораблей появился небольшой памятник-обелиск, который, кстати долгие годы оставался безымянным...
Вечная память героям!