Под взлетной полосой 700-метровый обрыв. Страшный аэропорт Луклы

В списках самых опасных и наводящих на пассажиров ужас аэропортов, аэропорт имени Тенцинга и Хиллари стоит на отдельном почетном месте. Раньше он назывался коротко: аэропорт Луклы, но потом его переименовали в честь первых людей, взошедших на Эверест.

Под взлетной полосой 700-метровый обрыв. Страшный аэропорт Луклы

На пути к Эвересту

Не трудно догадаться, что этот аэропорт находится в непальских Гималаях. Он служит воротами в регион Солу-Кхумбу - здесь пролегают многочисленные треки, в том числе один из них ведет в Эвересту.

Хочешь сэкономить неделю личного времени и прилететь за полчаса из Катманду - тебе надо сесть на самолет и лететь в Луклу. Однако пассажиры боятся этого аэропорта и есть из-за чего.
Под взлетной полосой 700-метровый обрыв. Страшный аэропорт Луклы

Наклон 12%, обрыв 700 метров и короткая ВПП

Взлетно-посадочная полоса, зажатая между гор, весьма коротка - всего 520 метров. Мало того, у нее есть природные ограничители, не дающие права на ошибку: один конец ВПП оканчивается высокой гималайской горой, второй - 700-метровой пропастью.

Ситуация осложняется тем, то полоса еще и наклонена на 12%. Уклон существенный. И когда самолеты садятся, еще ничего - визуально они просто взбираются на горку, это позволяет им лучше затормозить. Но когда самолет резко начинает катиться с этой горы, кажется, что еще немного и он упадет в ту самую пропасть.

Под взлетной полосой 700-метровый обрыв. Страшный аэропорт Луклы

Посадка на глаз

Пилоты заходят на посадку на глаз, вручную. Сюда летают хорошо обученные пилоты и некоторые из них даже говорят по-русски. Откуда у них такие знания мне не удалось выяснить, может, друзья-пилоты из России, а может, они проходили учебу в наших летных школах.

Из-за таких вот сложных условий и короткой ВПП, в Луклу прилетают небольшие самолеты, легкие. Им хватает этих 500 метров для разгона, чтобы взлететь и для торможения, чтобы никуда не врезаться.

Еще совсем недавно - в начале 21 века ВПП вообще была грунтовой, лишь в 2001 году, она обрела нормальное покрытие. Пассажиропоток из года в год растет. Но погода в Гималаях остается прежней, то есть непредсказуемой.

Печальные происшествия

Ветер, дождь, тучи, туман представляют собой на высоте 2800 метров, где и расположился аэропорт, значительную опасность для легких самолетиков. Поэтому иногда бывает так, что в Луклу ничего не летает несколько суток. Я сама сидела 4 дня в Катманду и ждала вылета.

Не обходится, безусловно, и без печальных происшествий. Самолеты бьются, вертолеты тоже. Буквально в апреле 2019 года там случилась очередное грустное событие: самолет врезался в два вертолета уже на земле. Там не было пассажиров.

Под взлетной полосой 700-метровый обрыв. Страшный аэропорт Луклы

Но на входе в Луклу стоит небольшая ступа, на которой перечислено много имен. Это пассажиры рейса, летевшего в поселок в 2008 году. Уцелеть тогда удалось только капитану.

А вы бы рискнули лететь в Луклу на таком самолетике? Или ну их такие страсти?)