Такси в Амурске — это что-то с чем-то. Старые, разваливающиеся на ходу, вызывающие жалость и требующие просто безотлагательного капитального ремонта.
— Да что же у вас в городе много что разваливается на глазах, даже такси — бросаю фразу таксисту, приехавшему за мной в кафе по заказу, садясь в продавленное кресло его ржавой праворульной японки. — Как она у вас еще ездит?
— Не понравился наш город? — с улыбкой интересуется таксист, поворачивая ключ в замке зажигания.
— Пока не самое радужное впечатление.
— Ну а как вы хотели? В 90-е было жестко, целлюлозный загнулся, весь город остался без работы и денег, разваливалось просто все вокруг. Как после Чернобыля. И чем дальше, тем сильнее...
— Вы жили тогда в Амурске? Как вообще люди выживали, когда остановился комбинат?
— Да как выживали? Кто как мог. Опыта предпринимательства почти ни у кого не было. Одни чего-то ждали, терпели. Другие уезжали. Я тоже уехал в Хабаровск. Машины гонял, несколько лет назад вернулся обратно в Амурск.
— Почему вернулись?
— Да роднее здесь как-то: душа сюда тянет. На самом деле, город понемногу оживает, уже не так здесь грустно, как было еще 5-7 лет назад.
— Что меняется? Я-то не видел города 10 лет назад, вижу только то, что сейчас. Конечно, картина не весёлая...
— Если хочешь, могу немного показать Амурск, что меняется. Так сказать, не-тлен. Давай 500 рублей, покажу наш город.
— Городом много лет почти не занимались. Оно и понятно: целлюлозный закрылся, патронный хоть и продолжает работать, но через пень-колоду. Других крупных предприятий не было, соответственно налогов поступает кот наплакал. Откуда мэрии брать деньги на дороги, благоустройство? Вот все и пришло за много лет в упадок.
— А что изменилось?
— Нам повезло, что года четыре назад «золотари» построили у нас свой завод, на котором делают золотые слитки.
— Да, знаю.
— Конечно не градообразующее предприятие, но и налоги, и рабочие места, и много компаний. В общем, городу повезло, можно сказать.
В этот момент проезжаем мимо автовокзала:
— Вот, автовокзал буквально год назад сделали. А то был, как после войны: полная разруха.
Появились деньги и на благоустройство. Конечно, до московских масштабов реновации общественных пространств здесь далеко, но некоторые шаги все-таки осуществляются.
— Поехали, набережную покажу. Тоже недавно ее переделали, а то ноги можно было переломать, пока гуляешь.
Набережная пока больше похожа на смотровую площадку. Но, опять же, жители радуются. Раньше не было и этого.
Как было раньше можно тоже можно увидеть буквально рядом. Здесь старую набережную только начали перекапывать, готовясь отремонтировать вторую очередь.
Было и правда, печально.
Буквально рядом вполне неплохой стадион с искусственным покрытием
— Кстати, тоже золотодобытчики построили. Вкладывают понемногу в городскую инфраструктуру.
— Поехали, новый роллердром покажу. Правда, днем детей не очень много из-за жары, а вот вечером — не протолкнуться.
В общей сложности мы ездили с Артёмом (так зовут таксиста) по Амурску около двух часов и он действительно показал мне немного другой Амурск, чем я увидел его накануне (здесь можете посмотреть сюжет про мой «унылый» Амурск).
Так что, в этом городе и правда видны проклевывающиеся ростки оживления города бывшей всесоюзной комсомольской стройки...
На самом деле, хочется, чтобы Амурск и многие другие малые города в России начали, наконец, оправляться от наследия тяжелых 90-х, получали должное внимание и финансирование, и снова расцвели, как в свои лучшие годы...
----
Ставьте лайк, если вы за то, чтобы Амурск ожил и стал процветающим городом и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие сюжеты из путешествия на Дальний Восток, а также следить за новыми публикациями из моих путешествий.
Следить за моими путешествиями в режим он-лайн можно в сторис инстаграм-аккаунта @travelmaniac_ru.