Невероятная история одного вагона метро, который невольно спасли байкеры

Сегодня я хочу вам рассказать историю одного вагона московского метрополитена. Вагона, которого могло бы не быть, если бы не случай.

Невероятная история одного вагона метро, который невольно спасли байкеры
Вагон типа А, номер 21. Фото: wikimedia

Что такого особенного в этом вагоне?

Речь идет о вагоне типа А. О том самом, что вы видите на фотографии выше. В чем его особенность, почему его надо было от кого-то спасать и почему эта история может быть интересна, спросите вы.

Дело в том, что вагоны типа А – историческая ценность. Раритет. Это самые первые московские, а, соответственно, и советские вагоны метро. Сейчас в Москве «выжило» всего три вагона – тот, о котором мы поведем речь, а также вагон номер 1, самый первый, и номер 1031.

Невероятная история одного вагона метро, который невольно спасли байкеры
Вагоны типа А номер 1031 и 1. Фото: wikimedia

Как не сохранили историю

Все остальные подобные вагоны были порезаны на металлолом. Причем относительно недавно – в конце 2000-х – начале 2010-х, несмотря на протесты понимающих людей.

Потом в мозгах начальства московского метро что-то поменялось, а вернее поменялось само начальство. Там схватились за голову и решили попытаться спасти то, что еще осталось. Ведь всевозможные ретро-выставки, ретро-составы и экскурсии на ретро-поездах – это все безумно модно и пользуется большой популярностью.

Невероятная история одного вагона метро, который невольно спасли байкеры
Вагон метро типа А номер 1. Фото: wikimedia

История 21-го вагона

Судьба того самого 21-го вагона интересна. Он был построен в 1935 году, в числе первых. Возил наш вагон пассажиров верой и правдой долгие годы. Сперва на Сокольнической линии, а затем на Арбатско-Покровской. В некоторых источниках пишут, что работал он аж до 1975 года.

После снятия с эксплуатации наш герой стал служебным вагоном и ходил в паре с вагоном 1031, который был дефектоскопом. А наш, 21-й, его проявочной лабораторией. Вагон номер 1 все это время просто стоял в депо.

Сложная судьба вагонов типа А

В 1999 году вагоны были сняты с эксплуатации и дальше их судьба сложилась по-разному. Вагон номер 1 продолжил стоять в депо, вагон 1031 ржавел на улице и был доведен до такого состояния:

Невероятная история одного вагона метро, который невольно спасли байкеры
Фото: wikimedia

Другие вагоны типа А списывались и разрезались на металлолом. Их можно было найти заржавевшими на территориях, не принадлежавших метрополитену. Вот, например, в таком состоянии вагон стоял возле железнодорожной платформы Пери в Ленинградской области. Сейчас он уже уничтожен.

Невероятная история одного вагона метро, который невольно спасли байкеры

Байкеры – невольные помощники

Ну а наш герой, вагон 21, в 2013 году был продан московскому байкерскому бару «Ночной поезд», что возле станции Угрешская Московской кольцевой железной дороги. Здесь можно найти репортаж о том, как он выглядел сразу после перевозки. Вот некоторые фотографии.

Невероятная история одного вагона метро, который невольно спасли байкеры
Фото: Evgeniy Lesnyak

А таким он стал снаружи через четыре месяца.

Невероятная история одного вагона метро, который невольно спасли байкеры
Фото: Evgeniy Lesnyak

Судя по всему, бар в вагоне так и не сделали (по крайней мере, я не нашел ни одной фотографии изнутри вагона с какими-нибудь столами), а к 2015 году его изуродовали граффити.

Невероятная история одного вагона метро, который невольно спасли байкеры
Фото: kronos.livejournal.com

Возвращение в метро

В 2016 году вагон, наконец, спасли. Метро выкупило его обратно.

Невероятная история одного вагона метро, который невольно спасли байкеры
Скриншот Youtube / Mosmetro

Нашего героя увезли на реставрацию в подземку.

Невероятная история одного вагона метро, который невольно спасли байкеры
Скриншот Youtube / Mosmetro

Восстановление длилось несколько месяцев и уже в мае 2017 года новый вагон предстал перед публикой и был вцеплен в теперь уже трехвагонный состав из самых первых вагонов типа А Московского метро: номер 1, 1031 и 21.

Невероятная история одного вагона метро, который невольно спасли байкеры
Фото: Вконтакте / Московское метро. Дмитрий Матыцин

Четвертый вагон и поезд-обманка

История будет неполной, если не сказать, что помимо трех вагонов, которые вы видите на фото выше, сохранился еще один. Вагон №1001 еще в советское время в качестве служебного был передан в Бакинский метрополитен. Там его сохранили, восстановили и используют как музейный экспонат, переименовав в 001.

Невероятная история одного вагона метро, который невольно спасли байкеры

И еще одно расстройство для москвичей. Те, кто пользуются Сокольнической линией Московского метро, знают, что там ходит поезд «из вагонов типа А».

Невероятная история одного вагона метро, который невольно спасли байкеры
Ретропоезд на Сокольнической линии в Москве. Фото из открытых источников.

Так вот. На самом деле это не исторические вагоны. Этот ретро-состав собран из более новых вагонов, просто их стилизовались под тип А.

Здесь можно посмотреть видео, как реставрировали 21-й вагон.

Лайки и перепосты мотивируют автора писать еще. Спасибо.