Свирские приколы. Как мы прошли реку на лодке

Помокнув немного и поболтавшись на Ладоге, мы попали на реку Свирь. Прежде мы уже ходили этим маршрутом, и сейчас его фактически повторяли. Река уже погрузилась в полную темноту, но судовой ход здесь отлично размечен светящими буями, и кроме того у меня имеются очень хорошие карты наших ВВП, так что никаких затруднений мы не испытали. Я даже больше скажу: пилить что по Неве, что по Свири можно было бы сутками напролет — движение там организовано очень хорошо.

Свирские приколы. Как мы прошли реку на лодке

Свирь встретила нас огромным пятном какого-то масла, разлившегося где-то выше по течению. На меня это произвело большое впечатление, именно поэтому я упоминаю о данном случае особо. Никогда такого раньше не встречал. Сначала мое внимание привлек странный запах, стоявший кругом; потом, принюхиваясь, я вдруг обратил внимание на то, что уже долгое время мы движемся по почти гладкой воде, несмотря на то, что дул довольно свежий ветер, и по логике нас должна была бы окружать рябь. Я выглянул за борт, и в самом деле — наша лодка рассекала сплошную гладь, переливавшуюся перламутром в слабом свете фосфоресцирующего ночного неба и наших навигационных огней. Вот это да!

Свирские приколы. Как мы прошли реку на лодке

Но скоро пятно осталось позади, я быстро забыл о нем и принялся решать первую свирскую задачу: поиск места для ночевки. Если во время своего движения, действительно, не упарываться по скорости, то сразу встает проблема ночевок. Свирь река неглубокая и неширокая, и при этом по ней движется много больших пароходов. Помнится, когда мы шли здесь впервые, то на первую свою ночевку попытались встать на нашем тримаране в первом же попавшемся расширении русла у какого-то бережка, показавшемся мне удобным. Мы растянули лодку на двух якорях — все это выглядело весьма надежно. Но вот из-за поворота показался танкер, который степенно прошествовал мимо. И спустя какие-то секунды вслед за этим к нам сначала пришла большая волна, а затем и вся вода вокруг пришла в движение. Якоря немедленно сползли, а тримаран потащило прямо в реку, вслед за уходящим судном. Тогда нам пришлось спешно искать более безопасное место, а позднее я прочитал где-то о таком явлении, которое в простонародье называется «тягун» - суть там в том, что именно в условиях неглубоких рек часто возникает именно такой эффект, что я только что описал.

Таким образом, на Свири требуется довольно ответственно подходить к месту выбора стоянки. Но подходящих для этого мест здесь масса. В этот раз первую ночевку мы организовали в Загубской губе. Это большой залив неподалеку от устья, и глядя на карту, ни за что не скажешь, что там можно стоять на килевой яхте. Но мы все-таки попробовали, и с помощью эхолота без проблем зашли в нее даже при полной темноте. Заходили под самым северным берегом, где стоит створ. Глубина там составляла что-то в районе полутора метров. В самой губе — 3-4 метра. Ни течения, ни ветра, ни полчищ лодок.

Свирские приколы. Как мы прошли реку на лодке
Загубская губа

Отлично постояли, и утром двинули дальше. А дальше у нас имеются реки Паша и Оять, в которые так же можно зайти и вполне безопасно постоять. Правда, сильно высоко по этим рекам на лодке с большой осадкой я бы подниматься не рискнул. На тримаране по Ояти мы заходили почти до автомобильного моста, но на эхолоте я наблюдал массу топляка в реке.

Свирские приколы. Как мы прошли реку на лодке
Загубская губа

Следующая наша стоянка этого года была где-то в районе р.Сыпярка. Просто расширение русла, а судовой ход — мало того, что далеко, так там еще и участок одностороннего движения, по которому все ползут медленно, не создавая ни для кого никакой опасности. От этого места на следующий день мы дошли до Нижнесвирского шлюза, на котором нас почти сразу отшлюзовали перед встречным пароходом, причем, в камере мы находились совершенно одни. Помнится, что идя здесь в прошлый раз, мы стояли день на якоре на нашем тримаране в нижнем бьефе здешней ГЭС. Место для стоянки — прекраснейшее. Однако, тогда мы познакомились с еще одним свирским приколом, который может представлять опасность для килевых яхт и некоторых катеров.

Свирские приколы. Как мы прошли реку на лодке
Лодейное поле

Дело в том, что уровень воды в реке, особенно возле двух ее шлюзов, ощутимо меняется за очень короткое время — он искусственно регулируется. Я не знаю, как это все работает, но иногда вода сбрасывается из водохранилищ, и тогда ее уровень растет. Вместе с этим ускоряется и течение, а река наполняется различным сором — по ней начинают плыть всевозможные коряги и целые деревья. В случае нехватки воды в системе, оператор может сильно ограничить ее прохождение через ГЭС, и тогда река в некоторых местах очень быстро обмелеет.

Свирские приколы. Как мы прошли реку на лодке

Так случилось в прошлый раз, когда на нашем тримаране мы встали на якоря возле берега на глубине более метра, а ночью вдруг проснулись, совершенно обсохшими. К счастью, в течение следующего дня нам опять подлили воды и мы спешно отошли на более глубокое место. Понятное дело, что на нашей новой килевой яхте попасть в такую неприятность было бы совсем нежелательно.

Свирские приколы. Как мы прошли реку на лодке
Обанкротившийся подпорожский речной порт

От Нижнесвирского шлюза мы дошли почти до Подпорожья и заночевали возле Погры. Там река делает крутое колено, в котором тоже расширяется. Большие суда проходят там медленно, и потому стоянка там удобна и совершенно безопасна.

Свирские приколы. Как мы прошли реку на лодке

Однако, если пойти дальше, то прямо вслед за Погрой находится довольно сложный участок — железнодорожный мост. Течение там столь сильно, что мы еле проползли под этим мостом. Кроме того, высота у него очень небольшая, немногим более 10 метров.

Свирские приколы. Как мы прошли реку на лодке

Дальше идет Верхнесвирский шлюз в Подпорожье. Тут нам пришлось ожидать шлюзовки целый день. В прошлый раз, на тримаране, так же как и на Нижнесвирском шлюзе, мы стояли в бьефе ГЭС. Я не помнил глубин, и попытался предпринять то же самое на яхте.

Свирские приколы. Как мы прошли реку на лодке

И буквально сразу слегка ударил ее килем то ли о топляк, то ли о камень. Дело происходило прямо в пределах рейда, так что тут надо быть очень осторожным. Это все при том, что эхолот не предвещал нам каких-либо проблем.

Свирские приколы. Как мы прошли реку на лодке
Свирские приколы. Как мы прошли реку на лодке

Прекрасное место для последующей стоянки находится в водохранилище выше плотины. И в тот раз, и в этот, мы провели там весь следующий день, и оттуда направились дальше.

Свирские приколы. Как мы прошли реку на лодке

Вынужденно переждали непогоду рядом с Ивинским разливом, и далее стояли уже в Вознесенье. Там река имеет множество привлекательных заливов, так что рассказывать какие-то особенные подробности этих стоянок я не буду. Из Вознесенья мы вышли в Онежское озеро и направились прямиком в Петрозаводск, но это уже совсем другая история.