Получение электричества с помощью ветряка: наш опыт

За рассказами о нашем путешествии на север, не стоит забывать и о технических примочках, появившихся на нашей лодке. Я уже писал про замечательную печку, которая делает отдых на стоянке столь приятным. Теперь следует упомянуть и о другой очень важной вещи — ветрогенераторе, который я установил на корму на специальной мачте.

Получение электричества с помощью ветряка: наш опыт

Заказано это устройство было, конечно, на Алиэкспрессе еще зимой. За 14000 рублей мы в итоге получили мятую картонную коробку, внутри которой и лежал этот самый ветряк. Но ближе к весне настало время как-то его приделывать к лодки, и я никак не мог придумать, как же мне это реализовать. На всех фотографиях, которые я видел в интернете, ветряки стояли на корме — тут вариантов не было. Поэтому я поехал в наш ближайший пункт приема металлолома и нашел там нержавеющую трубу, диаметром 30мм, а так же нержавеющий лист толщиной 2мм.

Сразу скажу, что чисто на глаз это все кажется слишком тонким и хлипким. Однако, на деле оказалось, что конструкция уверенно стоит при ветрах вплоть до 17м/с. Думаю, что и при больших скоростях с ней ничего не случится.

Получение электричества с помощью ветряка: наш опыт

Коли уж зашла речь о прочности мачты, на которой установлен ветрогенератор, то надо начинать с азов, а именно с силы сопротивления воздуху, которая стремится нашу мачту загнуть. Приближенно вычисляется она по достаточно простой формуле: F = V2 * S * 0,074, где F — это сила, действующая на ветряк, V — скорость ветра в м/с, а S — площадь ротора в квадратных метрах. Для моего случая, при ветре 20м/с, эта сила составит всего 33кГс. При этом, данная формула показывает силу, возникающую на роторе, вращающемся совершенно свободно, без всякой нагрузки — именно в таком случае она будет максимальной, как это не удивительно. Когда ротор вращается под нагрузкой, то сила сопротивления становится меньше, и если мы его застопорим совсем, то сила F становится минимальной. В общем и я, и мои старшие товарищи, подсказывавшие мне, сошлись на том, что имеющейся у меня трубы вполне хватит, чтобы выдержать любые нагрузки, способные возникнуть в земных условиях.

Получение электричества с помощью ветряка: наш опыт

На изготовление мачты у меня ушел день. Ничего сложного — просто вертикальная стойка с двумя раскосами. Еще несколько часов мне потребовалось для установки этого хозяйства на лодку. И вот он — уже стоит и свистит своими лопастями. Тут есть еще один важный момент, а именно бурезащита ветряка. Я сильно переживал по поводу того, что наш ветряк может порвать в клочья сильным ветром, но и тут старшие товарищи сказали мне не париться. Мол, опыт говорит о том, что такие маленькие ветрогенераторы в автоматической защите не нуждаются, и их достаточно просто застопорить вручную при любом ветре. У меня стопорение реализовано при помощи специальной веревки, которую я привязал к хвосту ветряка.

Когда его необходимо застопорить, то все устройство просто поворачивается за веревочку параллельно ветру, и тогда ротор останавливается, после чего на одну из его лопастей накидывается веревочная петля. Вот и все.

Получение электричества с помощью ветряка: наш опыт

Теперь непосредственно об эксплуатационных качествах. Для зарядки одного аккумулятора 55Ач и питания бортовой сети достаточно ветра уже начиная от 6-8м/с. При усилении ветра ничего страшного не происходит, просто электричества делается больше. В наших северных краях ветряк, безусловно, всухую выигрывает у любых солнечных панелей, которым нужны прямые солнечные лучи. Однако, должен сказать, что сейчас, едва пройдя Свирь и находясь на Онеге, мы пребываем в энергетическом кризисе, так как дует здесь мало. Впрочем, солнце в этих местах тоже светит не особо.

Получение электричества с помощью ветряка: наш опыт

Ну а вообще в любом случе это просто прекрасная вещь, которая 24 часа в сутки дает электричество в любых ветренных местах. Например, на Финском заливе ветряк работал прекрасно. Так же хорошо, я полагаю, он будет работать и на полярных морях. Ну а пока, сидя в Петрозаводске, мне приходится экономить каждый милиампер. Так что думайте сами, подойдет ли это устройство для эксплуатации в вашем регионе.