Немцы в «Сапсане» смогли, а мы в своих поездах не можем

На днях ехал в «Сапсане». Когда уже поездка закончилась и я вышел из поезда на Московском вокзале Петербурга, поймал себя на мысли, что пока ехал, ни разу не почувствовал дискомфорта от климата в вагоне. Не было ни душно, ни жарко, ни холодно. Почему немцы могут, а мы нет?

Немцы в «Сапсане» смогли, а мы в своих поездах не можем

Тема климата в вагонах – одна из самых болезненных. У нас эту проблему не могут решить годами. Лично я не помню за последние годы ни одной поездки в вагоне ФПК (Федеральная пассажирская компания, «дочка» РЖД, занимающаяся перевозками в дальнем следовании), чтобы на протяжении всей дороги в вагоне была бы комфортная и постоянная (!) температура.

Немцы в «Сапсане» смогли, а мы в своих поездах не можем

Причем речь идет не только о купейных вагонах, где много закрытых помещений, и обеспечить хороший приток воздуха комфортной температуры сложнее технически, но и о плацкартных и сидячих вагонах, где пространство – общее.

Климат в поездах неоднократно становился темой для моих публикаций. На днях я написал инструкцию для пассажиров, как добиться от проводника комфортной температуры.

Так вот, я не конструктор и не проектировщик и не знаю, что там напридумывали инженеры Siemens, но и в «Сапсане», и в «Ласточке» (даже в тех, что собираются в России) с климатом все идеально. Идеально – это когда ты едешь в поезде и вообще не думаешь о температуре.

Немцы в «Сапсане» смогли, а мы в своих поездах не можем
Поезд Сапсан. Фото: пресс-служба РЖД

Поезд, особенно скоростной, – довольно сложное с точки зрения вентиляции устройство. По сути, вагон – это железная труба, в которой одновременно дышат 60 человек, и где нельзя открыть окна. При этом просто взять воздух с улицы не получится, потому что на улице разбор температур может быть от минус до плюс 30 градусов. Еще подаваемый воздух не должен быть чрезмерно сухим и пыльным (должны быть хорошие фильтры). В отечественных вагонах, особенно в старых, если и включают вентиляцию, то она гонит очень сухой воздух.

В Советском Союзе часто строили так. Если не могли собрать что-то свое, то разбирали до основания зарубежный аналог, и копировали. Мы, в России, делаем неплохие вагоны, но климат в них – самое слабое место (хотя смогли же сделать вагон РИЦ, где с температурой полный порядок, правда там те же немецкие инженеры из Siemens помогли). Так, может, и нам стоит разобрать систему вентиляции «Сапсана» и скопировать для отечественных вагонов поездов дальнего следования и электричек?

Немцы в «Сапсане» смогли, а мы в своих поездах не можем
Регулятор температуры в новом двухвагонном купейном сцепе.

Напомню, что в поездах дальнего следования температура воздуха зимой должна быть в диапазоне +20...+24 градуса, летом – +22...+26 градусов, а вентиляция должна обеспечивать непрерывный приток свежего воздуха.

В постановлении главного государственного санитарного врача сказано, что...

...система вентиляции должна быть рассчитана на непрерывную работу для обеспечения подачи наружного воздуха летом не менее 20 куб. м/ч и зимой не менее 10 куб. м/ч на каждое место в вагоне. При этом концентрация двуокиси углерода в купе не должна превышать 0,1 об.%.

Кстати, в новых двухвагонных купейных сцепах, которые недавно показал Тверской вагоностроительный завод, и которые придут на смену старым купе (их сделают около 1000 штук), есть индивидуальная регулировка температуры воздуха в купе. Посмотрим, поможет ли это решить проблему.