Переход из Выборгского залива в Петербург: граница на замке, или ходи кто хочешь?

Вот теперь-то я, наконец, ощутил, что мы все-таки стартовали, так как уже находимся неподалеку от Петербурга, и даже видим его предместья. А прямо сейчас нас окружает прямо-таки настоящий древний город: мы стоим на форте Обручев. Он, разумеется, никакой не древний, так как окончательно построен был в первой половине 20 века, но впечатление производит именно такое. Ладно, об этом чуть позже, а пока я напишу о предшествоваших этому моменту событиях. В самом деле, многим могут быть интересны технические подробности маршрута от Выборга до Питера. Лично я про это вообще ничего не знал, а определенные важные моменты в этом все-таки имеются.

Переход из Выборгского залива в Петербург: граница на замке, или ходи кто хочешь?
Форт Обручев

Расскажу все как эдакий «конечный пользователь», не вникающий в расположение пограничных зон и всевозможных ООПТ. Из Йоханнеса (Советского) мы вышли утром 29 июня. Без всякой задней мысли мы достаточно быстро прошли Выборгский залив и добрались до пролива Бьеркзунд — это возле города Приморска.

Переход из Выборгского залива в Петербург: граница на замке, или ходи кто хочешь?
Выборгский залив

Собственно, именно это место я и наметил для первой стоянки, так как мы очень устали после подготовки, и никаких сил для перехода, например, сразу на форт Обручев у нас не было. Для ночевки я выбрал бухту Лоцманскую на о.Северном Березовом. Мы без всяких проблем зашли туда, отдали якорь, и только потом, общаясь в телеграме с друзьями и читая интернет, я выяснил, что, оказывается, стоять в этом месте просто так нельзя. Во-первых, Березовые острова относятся к пограничной зоне, и во-вторых, на них располагается природный заказник с каким-то достаточно строгим режимом посещения. Правда, про запреты конкретно для Северного Березового нигде ничего не говорилось, но это все не избавляло от необходимости получать пропуск для его посещения у пограничников.

Переход из Выборгского залива в Петербург: граница на замке, или ходи кто хочешь?
Выборгский залив

Однако, место было крайне удобное. Я решил, что если уж кто-то придет нас арестовывать, то я просто прикинусь шлангом, извинюсь, и мы куда-нибудь уйдем. Кроме того, тогда был самый разгар воскресенья, и то там, то здесь, я видел толпы мотолодок, судоводители которых останавливались возле прибрежных камышей и закидывали там свои удочки. В общем, наблюдаемая картина никак не вязалась со всеми писаными запретами. На том я постепенно успокоился.

Переход из Выборгского залива в Петербург: граница на замке, или ходи кто хочешь?

Кроме всего прочего, от своего друга я узнал следующие вещи: проходя мимо Приморска необходимо по 68 каналу УКВ связываться с местной СУДС «Приморск-Траффик» и докладывать о прохождении фарватера; в Бьеркзунде водится какой-то особенно злой и страшный ГИМС, который нас обязательно остановит, проверит, и найдет нарушения; с пограничниками, скорее всего возникнут проблемы. Ну что же - утром проверим!

Утром мы так же как и вчера, как ни в чем ни бывало покинули Лоцманскую бухту, и тут же я взвал на 68 канале «Приморск-Траффик».

Диспетчер ответил мне, что я слишком рано докладываю, и что связаться мы должны в тот момент, когда я зайду на фарватер. Минут 20 спустя, мы добрались до этого фарватера, я опять вышел на связь. Диспетчер попросил меня сообщить название лодки, осадку, численность экипажа и то место куда мы следуем. Я ответил, что нас двое, осадка полтора метра, идем в Санкт-Петербург, а звать нас «Севпростор старший» — очень трудно передаваемое по радио название, которое никто никогда не может запомнить. Я, лично, предпочитаю говорить просто «яхта 0436» (наш государственный номер), но сейчас от меня требовали именно название, которое я долго выговаривал по буквам - «Сергей Евгений Владимир Павел…». Я просто прекрасно помню это проблему еще по нашему тримарану, который был просто «Севпростором», и по поводу которого все вечно переспрашивали: «Простор? Севастополь? Повторите, не прошло!».

Диспетчер принял мои данные, сказал что в следующий раз мы свяжемся, когда я буду покидать пролив, в районе буев №3 и 4, и тотчас я услышал в эфире другого оператора, из Погранслужбы, который обращался к «Приморск-Траффику» с просьбой повторить мои данные, так как он сам меня не слышит. Диспетчер принялся говорить, что это, де, какой-то «северпростор ст», и вообще, мол, связывайтесь с судоводителем по телефону. Потом он обратился ко мне и спросил номер телефона, получив который, он продиктовал его пограничнику.

Минуту спустя мой телефон зазвонил и я уже общался с погранслужбой, той самой, которая, вроде как, должна была не пущать меня на Березовый остров. Пограничница так же узнала все мои данные и спросила откуда и куда мы идем. Я сказал, что двигаемся мы из поселка Советского на форт Обручев.

Переход из Выборгского залива в Петербург: граница на замке, или ходи кто хочешь?

«Вы сегодня из Советского?», спросила она. «Нет, вчера. Переночевал тут. На якоре» «Где именно?» «На Северном Березовом», ответил я с некоторой заминкой, ожидая, что меня сейчас будут ругать, но, конечно же, никак не накажут, ибо не пойман — не вор. Но вопреки моим ожиданиям, девушка с облегчением от завершенной процедуры сказала: «А, ну прекрасно! Счастливого пути! Позвоните нам, как выйдете из пролива».

В общем, до самого конца Бьеркзунда я ожидал второй предреченной мне казни, адского ГИМСа, но вскоре стало понятно, что никаких инспекторов я здесь не увижу. С облегчением я поднял геную (передний парус), на несение которой у меня нет прав, и с попутным ветром и жужжащим автопилотом мы устремились к буям 3 и 4, где снова связывался с «Приморск-Траффиком» и погранцами.

Переход из Выборгского залива в Петербург: граница на замке, или ходи кто хочешь?

Мораль отсюда такова, что по всем правилам вы, конечно, обязаны заранее заявлять о своем прохождении в Погранслужбу, заказывать всевозможные пропуска и так далее. Однако, на деле, вы никому особо не интересны, и высылать за вами группу захвата на подводной лодке никто, конечно, не будет. Особенно, если вы и так уже проникли незамеченными в зону особого контроля, и после этого даже никак не скрываетесь. ГИМС тоже может проверять всех поголовно разве что при каких-то особенных событий, вроде визита какого-нибудь министра в их управление. Службы же, управляющие движением судов, к маломеркам нынче относятся весьма уважительно, прямо как к большим и настоящим пароходам. Чисто технически, при движении от Выборгского залива или при подходе к Березовым островам с их внешней стороны, ваше нахождение там невозможно заметить, не подойдя вплотную на катере, и не рассмотрев вас в бинокль. Так что не все так страшно, как об этом пишут.

Переход из Выборгского залива в Петербург: граница на замке, или ходи кто хочешь?

Мы же, тем временем, двигались уже где-то в районе поселка Песочное. По-моему, уже отсюда стала видна в бинокль игла небоскреба Газпрома, служащая прекрасным ориентиром. Мы направлялись к еще незаметным с такого расстояния фортам, о которых речь пойдет в следующем посте.