Почему больше не стоит бояться мест у туалета в плацкарте и купе

Так исторически сложилось, что места у туалета считаются самыми плохими – как в плацкартных, так и в купейных вагонах. Однако я не боюсь их брать и иногда выбираю сознательно. В этом тексте я объясню, почему.

Почему больше не стоит бояться мест у туалета в плацкарте и купе

Места у туалета в плацкартном вагоне – это места, расположенные в последнем отсеке (с 33 по 38), в купейном – в последнем купе (с 33 по 36). Они считаются плохими из-за возможного запаха из туалета или неприятных звуков. В частности, от хлопающей двери. Но, мне кажется, что это все больше и больше остается в прошлом.

Судите сами. Согласно последнему отчету Федеральной пассажирской компании, на конец 2018 года 59,6% вагонов были оборудованы экологически-чистыми туалетами. Это значит, что вероятность попасть в вагон без биотуалета сегодня ниже, чем в вагон с биотуалетом. Но разберемся с каждым типом вагона отдельно.

Почему больше не стоит бояться мест у туалета в плацкарте и купе
Биотуалеты в составе фирменного поезда «Экспресс»

Двухэтажные вагоны

В двухэтажных вагонах бояться последних купе вообще не стоит. Туалеты в большинстве таких вагонов расположены в пространстве между первым и вторым этажами и не имеют общих перегородок с купе.

Почему больше не стоит бояться мест у туалета в плацкарте и купе
Коридор и купе второго этажа двухэтажного вагона. Фото: Кирилл Балберов.

Исключение составляют разве что штабные двухэтажные вагоны, где есть туалеты на первом и втором этаже. Но я неоднократно ездил за стенкой от туалета в таком вагоне и ответственно заявляю, что абсолютно никакого дискомфорта соседство не вызывает. Звукоизоляция и вентиляция сделаны так, что вам абсолютно ни что не будет мешать.

Плацкартные вагоны

Новые плацкартные вагоны сегодня производятся так, что оба туалета расположены в конце вагона, со стороны нерабочего тамбура, то есть там, где нет проводника. Недавно я ехал в таком вагоне на 35-м месте.

Хорошая новость заключается в том, что никаких неприятных звуков или запахов из туалета не доносится. Но есть и плохая. В таких вагонах почему-то до сих пор делают двери, у которых есть ручка, и которые хлопают. Поэтому, если вы спите чутко, то звук вам будет мешать. Зато на 35-м месте есть перегородка между полкой и проходом, благодаря чему ваши ноги не будут задевать все проходящие мимо.

Почему больше не стоит бояться мест у туалета в плацкарте и купе

Мой личный выбор – я лучше поеду на 35-м месте, чем на любом верхнем. Дополнительным бонусом будет то, что если вагон не населен на 100%, то свободные места с наибольшей вероятностью будут именно в последнем купе. За счет этого поездка будет спокойнее и с минимальной плотностью «населения» вагона.

Кстати, иногда РЖД устраивает акции, при которых, как правило, распродает места на верхние полки в последнем отсеке плацкарта.

Купейные вагоны

К сожалению, среди купе гораздо чаще, чем среди плацкартов, встречаются не новые, а прошедшие капитальный ремонт старые немецкие вагоны с «шоколадными» стенками. Капитальный ремонт предусматривает и установку биотуалета, и кондиционера, однако шумоизоляцию там не улучшают. Из-за этого на 35-м месте вы будете слышать если не все, то многое из того, что происходит в туалетах. Неприятные запахи вам тоже обеспечены.

На этапе покупки билета понять – будет вагон новый или прошедший капитальный ремонт – все еще нельзя.

Почему больше не стоит бояться мест у туалета в плацкарте и купе
Вы ни за что не угадаете, что это за вагон, пока не придете в него. Скриншот: сайт РЖД

Но если вы берете билет в фирменный поезд, то не сомневайтесь, вагон будет новым. А там все перечисленные «болезни» «вылечены». Это будет купе с хорошей шумоизоляцией, где вас не будут преследовать неприятные запахи.

Как и в случае с плацкартом, есть бонус – вероятность ехать не в полном купе, если оно последнее, куда выше, чем в других.