Да просто нет ничего другого, такого же эффективного и сверхпроходимого, как «Синяя Птица» ЗИЛ-49061.
Удивительно, но эту машину придумали и разработали больше 45 лет назад — аж в 1971 году! Её основная функция изначально была очень специфической: поиск и транспортировка спускаемых космических аппаратов и космонавтов в самых непроходимых для любой другой техники условиях.
Все-таки, Советский Союз, при всей кажущейся «деревянности» и отсталости от всего мира в обычных бытовых вещах, одежде, моде и домашней технике, во многих серьезных сферах производил действительно уникальные вещи. А кое-где был и вовсе впереди планеты всей.
Аналогов старой доброй «Синей Птице» нет нигде ни в мире, ни в современной России. Те машины, которые я встретил в поисковой группе по приему космонавтов, приземляющихся с МКС, были выпущены еще до развала СССР и эксплуатируются больше 30 лет!
Конечно, машины в определенной степени дооснастили современным навигационным и электронным оборудованием, но вся механическая часть еще та, родная.
Водитель-механик одной из «Птиц», пока мы ждали начала поисковой операции, рассказал, насколько бережно приходится эксплуатировать эти уже «древние» машины, чтобы они не отказали в самый ответственный момент, когда действительно будет нужно задействовать все их возможности по максимуму.
Этих машин с 1971 по 1991 годы было выпущено всего около 40 единиц. Часть из них в грузовом варианте (его называли «кран»), часть — в пассажирском (название — «салон»).
Грузовой предназначается для самостоятельной погрузки на борт и перевозки спускаемых космических аппаратов.
Пассажирский оборудован медицинским оборудованием, отсеками для провианта и предметов жизнеобеспечения, климатической установкой, лежачими местами и носилками, и предназначен для транспортировки космонавтов, в том числе длительной (до 3 суток) и с серьезными медицинскими показаниями.
Возможно вас удивит, почему сверхпроходимую машину сделали на колёсах, а не на гусеницах. Дело в том, что во время разработки были испытаны разные версии хода, подвески, трансмиссий и т.д.: одних гусениц пробовали три различных вида, но наилучших показателей проходимости удалось достичь именно с трехосной формулой на колесном ходу.
«Под капотом» у ЗИЛ-49061 переработанный 150-сильный двигатель от ЗИЛ-130, 10-ступенчатая коробка механическая трансмиссия и два гребных винта, которые задействуются при необходимости переплыть водную преграду (да-да, «Синяя Птица» еще и умеет плавать).
На сегодняшний день на ходу около 10 единиц «Синих Птиц» и все они выпущены до 1991 года. Большая часть машин находится в ведении Минобороны РФ, еще несколько — у МЧС.
Вездеходы ЗИЛ-49061 используют, в основном, в поисковых операциях в интересах Роскомоса во время возвращения из космоса экипажей МКС. Дополнительной «гражданской» функций является поиск мест крушения авиационной техники в труднодоступных районах России, куда машины доставляются военно-транспортными самолетами Ил-76.
На сегодняшнем этапе «Синим Птицам» удается успешно решать поставленный объем задач. Но несмотря на преклонный возраст, современной замены этим машинам в России нет и не предвидится, т.к. никаких разработок подобной техники в стране не ведется.
В следующих публикациях я подробнее расскажу о том, как происходит отправка космонавтов на МКС и покажу, как выглядит «Буран» внутри. Не переключайтесь!
Чтобы не пропустить эти материалы, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
——
Также рекомендую почитать:
Как сэкономить около 10 тыс. руб. на поездке в Японию