Почему космонавтов после приземления до сих пор ищут на старых советских «Синих Птицах»

Почему космонавтов после приземления до сих пор ищут на старых советских «Синих Птицах»

Да просто нет ничего другого, такого же эффективного и сверхпроходимого, как «Синяя Птица» ЗИЛ-49061.

Удивительно, но эту машину придумали и разработали больше 45 лет назад — аж в 1971 году! Её основная функция изначально была очень специфической: поиск и транспортировка спускаемых космических аппаратов и космонавтов в самых непроходимых для любой другой техники условиях.

Все-таки, Советский Союз, при всей кажущейся «деревянности» и отсталости от всего мира в обычных бытовых вещах, одежде, моде и домашней технике, во многих серьезных сферах производил действительно уникальные вещи. А кое-где был и вовсе впереди планеты всей.

Почему космонавтов после приземления до сих пор ищут на старых советских «Синих Птицах»
«Синяя Птица» со спускаемым аппаратом с МКС на борту

Аналогов старой доброй «Синей Птице» нет нигде ни в мире, ни в современной России. Те машины, которые я встретил в поисковой группе по приему космонавтов, приземляющихся с МКС, были выпущены еще до развала СССР и эксплуатируются больше 30 лет!

Конечно, машины в определенной степени дооснастили современным навигационным и электронным оборудованием, но вся механическая часть еще та, родная.

Водитель-механик одной из «Птиц», пока мы ждали начала поисковой операции, рассказал, насколько бережно приходится эксплуатировать эти уже «древние» машины, чтобы они не отказали в самый ответственный момент, когда действительно будет нужно задействовать все их возможности по максимуму.

Почему космонавтов после приземления до сих пор ищут на старых советских «Синих Птицах»
Грузовой и пассажирский варианты «Синей Птицы»

Этих машин с 1971 по 1991 годы было выпущено всего около 40 единиц. Часть из них в грузовом варианте (его называли «кран»), часть — в пассажирском (название — «салон»).

Грузовой предназначается для самостоятельной погрузки на борт и перевозки спускаемых космических аппаратов.

Почему космонавтов после приземления до сих пор ищут на старых советских «Синих Птицах»

Пассажирский оборудован медицинским оборудованием, отсеками для провианта и предметов жизнеобеспечения, климатической установкой, лежачими местами и носилками, и предназначен для транспортировки космонавтов, в том числе длительной (до 3 суток) и с серьезными медицинскими показаниями.

Почему космонавтов после приземления до сих пор ищут на старых советских «Синих Птицах»
Почему космонавтов после приземления до сих пор ищут на старых советских «Синих Птицах»

Возможно вас удивит, почему сверхпроходимую машину сделали на колёсах, а не на гусеницах. Дело в том, что во время разработки были испытаны разные версии хода, подвески, трансмиссий и т.д.: одних гусениц пробовали три различных вида, но наилучших показателей проходимости удалось достичь именно с трехосной формулой на колесном ходу.

«Под капотом» у ЗИЛ-49061 переработанный 150-сильный двигатель от ЗИЛ-130, 10-ступенчатая коробка механическая трансмиссия и два гребных винта, которые задействуются при необходимости переплыть водную преграду (да-да, «Синяя Птица» еще и умеет плавать).

Почему космонавтов после приземления до сих пор ищут на старых советских «Синих Птицах»

На сегодняшний день на ходу около 10 единиц «Синих Птиц» и все они выпущены до 1991 года. Большая часть машин находится в ведении Минобороны РФ, еще несколько — у МЧС.

Вездеходы ЗИЛ-49061 используют, в основном, в поисковых операциях в интересах Роскомоса во время возвращения из космоса экипажей МКС. Дополнительной «гражданской» функций является поиск мест крушения авиационной техники в труднодоступных районах России, куда машины доставляются военно-транспортными самолетами Ил-76.

Почему космонавтов после приземления до сих пор ищут на старых советских «Синих Птицах»
Фото — https://www.kolesa.ru

На сегодняшнем этапе «Синим Птицам» удается успешно решать поставленный объем задач. Но несмотря на преклонный возраст, современной замены этим машинам в России нет и не предвидится, т.к. никаких разработок подобной техники в стране не ведется.

В следующих публикациях я подробнее расскажу о том, как происходит отправка космонавтов на МКС и покажу, как выглядит «Буран» внутри. Не переключайтесь!

Чтобы не пропустить эти материалы, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.

——

Также рекомендую почитать:
Как сэкономить около 10 тыс. руб. на поездке в Японию