Около обугленной капсулы с космонавтами внутри я был через минуту после её касания земли: «Синие птицы» еще только подъезжали, а вертолеты с медиками и техническими специалистами один за другим приземлялись в нескольких сотнях метров.
Это были незабываемые минуты! Сердце бешено колотилось то ли после бега от машины по степи, то ли от переполнявших эмоций. Это был какой-то восторг от увиденного, осознания, того, что прямо сейчас происходит что-то особенное, и в чем ты лично принимаешь участие.
Три человека только что вернулись из космоса. И они сейчас сидят там, внутри этого аппарата. Их путешествие только что закончилось, а ты стоишь рядом, первым встречая их на земле… Непередаваемо!
Это все было уже вечером. А за 8 часов до этого мы рано утром свернули наш полевой лагерь и прибыли в заданный квадрат для развертывания мобильного узла космической связи и отслеживания приземляющего спускаемого аппарата, чтобы максимально оперативно его засечь и прибыть к точке падения.
Главная задача отряда, в котором я «работал», была установка спутниковой связи для прямого эфира с Центром управления полетами и получения сигнала со спускаемого модуля в режиме реального времени.
Все оборудование перевозится на нескольких автомобилях, его нужно распаковать, смонтировать, обеспечить питание при помощи бензиновых генераторов и настроить.
Процесс сборки, монтажа и настройки занимает около двух часов.
Спускаемый аппарат с космонавтами отделяется от МКС задолго до посадки, примерно за 5-6 часов, а иногда и больше.
Сначала с помощью двигателей он уходит с орбиты и начинает сближаться с землей, а затем на высоте примерно 140 километров от поверхности земли от модуля отделяется капсула с космонавтами и начинает постепенно «падать», благодаря притяжению земли. Примерно за 3 часа до посадки капсула уже входит в атмосферу Земли.
Самый важный момент для поисковой операции наступает за 20 минут до расчетного времени приземления капсулы, когда она достигает высоты, с которой смонтированное нами на земле оборудование позволяет слышать космонавтов по УКВ-радиосвязи.
Оператор связи заблаговременно до времени приземления прослушивает эфир, чтобы не пропустить момент появления связи, т.к. далее будет важна каждая секунда.
Как только радиоконтакт установлен, все, кроме операторов связи вздымают головы в небо и с помощью оптики начинают искать крохотную белую точку парашюта, который выпускается на высоте около 7 км.
В этот момент двигатели поисковых машин уже запущены, люди находятся в них внутри, а вертолеты с медиками и специалистами Росавиации находятся в воздухе в квадрате приземления.
Визуальный контакт с куполом парашюта дает возможность оценить направление приземления аппарата и поисковый отряд приходит в движение: все машины на максимальной скорости выезжают по направлению, куда спускается парашют.
С момента, когда с земли можно увидеть купол парашюта до приземления проходит около 15 минут и поисковики стараются ехать по степи как можно быстрее, следуя за траекторией приземления капсулы. Нужно понимать, что ехать приходится не по асфальту и не по грунтовой дороге, а напрямую, прыгая по кочкам, уворачиваясь от промоин и канав, и стараяь не увязнуть в болотистых низинах, образованных крохотными ручьями.
В момент приземления нашего аппарата мы были от него примерно в полукилометре. Эти последние несколько сот метров наши машины точно выли от боли и нагрузки на подвеску, так водители давили на газ, не жалея технику.
И вот мы около капсулы: пыль даже не успела полностью осесть.
Капсула стоит вертикально, как и должно быть «по науке». Хотя иногда она после касания земли заваливается на бок, когда из-за сильного ветра ее начинает тащить огромный парашют.
Если она лежит на боку, запрещено подходить со стороны днища, т.к. от него идет очень сильный радиационный фон и это опасно для здоровья. Когда капсула лежит на боку, все работы по извлечению космонавтов проводят только со стороны люка.
Когда она находится вертикально, на капсулу устанавливают специальную лестницу-треногу.
Как только лестница установлена, открывают люк и к радости всех присутствующих поисковиков человек на капсуле поднимает вверх руку с большим пальцем: «Все ОК! Ребята живы, посадка прошла успешно!»
Под возгласы радости и аплодисменты космонавтов по одному начинают очень аккуратно доставать из капсулы
Первым поднимают командира корабля Антона Шкаплерова.
Несмотря на сильнейшие перегрузки при посадке, выглядит он очень бодро и самостоятельно открывает забрало скафандра.
Космонавтов снимают с капсулы очень аккуратно и на руках переносят на специальные полулежачие кресла, где их сразу же осматривают медики.
Самостоятельно передвигаться ребята пока не могут из-за того, что за много месяцев в космосе их мышцы отвыкли от земного притяжения.
После медосмотра космонавтов сначала переносят в медицинскую палатку, где с них снимают скафандры и при необходимости работают медики уже без телекамер и журналистов.
А еще через час уже переодетых в комбинезоны Роскосмоса космонавтов переносят в вертолет, который отвезет их в Караганду….
Но наша миссия на этом не заканчивается и мы проведем в степи еще одну ночь. Специалистам нужно слить топливо и все технические жидкости их капсулы космонавтов, погрузить её на «Синюю Птицу», чтобы отвезти затем на Байконур.
Это был рассказ о поисковой экспедиции по встрече спускаемого аппарата Союз-07, доставившего с МКС на Землю трех космонавтов: Антона Шкаплерова, Скота Тингла и Нарасуке Канаи, которая состоялась ровно год назад, 3 июня 2018 года.
В следующих публикациях я подробнее расскажу о «Синих Птицах» — необычных машинах, которые рыщут по казахским степям в поисках космонавтов, о нашем пути на Байконур, от том, как происходит отправка космонавтов на МКС и покажу, как выглядит «Буран» внутри. Не переключайтесь!
Чтобы не пропустить эти материалы, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
——
Также рекомендую почитать:
Как сэкономить около 10 тыс. руб. на поездке в Японию