Во время нашей поездки по Финляндии, меня очень удивила одна странная вещь. Огромные «кладбища» старых автомобилей чуть ли не в лесу. У нас такого я не встречал, потому как сданные в утиль машины сразу же попадают на разборки, где разбираются на запчасти. Агрегаты идут на продажу, а прогнившие части кузова — под пресс. В Финляндии, видимо, так не делают, и почему там принято ставить старую технику просто на стоянки, я так и не понял.
Один из таких объектов нам бросился в глаза, когда мы проезжали через какую-то деревню. Точнее, там было несколько подобных свалок. На холмике стояли какие-то хозяйственные постройки, а вокруг рядами виднелись старые машины, поблескивающие на солнце. Их там было не очень много, и я сперва подумал, что это, может быть, некий финский колхозник, по сельскому обыкновению, копит вокруг своего дома собственную старую технику. Вдруг что пригодится?
Мы проехали чуть дальше, и тогда я увидал холм с другой стороны — машин там оказалось намного больше, и тогда я стал понимать, что вряд ли такое количество старых рыдванов можно накопить даже большой семьей. Но останавливаться мне не хотелось, Наталье же с дороги фотографировать было бы слишком далеко, и мы отправились дальше.
Впрочем ехали не долго, так как через пару километров нам попалась еще одна вечная стоянка, прямо у дороги, возле которой я все-таки затормозил и съехал на проселок, ведущий вдоль полянки, сплошь заставленной автомобилями.
Все это выглядело так, будто машины поставили на некогда ровную подстриженную лужайку, прямо между рядов молодых еще деревьев. Но прошло некоторое время, и техника заросла бурьяном; так же разрослись и березы, и я сомневался, что все вот эти вот фольксвагены и мерседесы можно так расставить при помощи тягача.
Когда я заглушил двигатель, то попытался прислушаться — не слышно ли, как ржавеют их арки и пороги, давно уже идущие волдырями. Но нет, ни единый звук не нарушал могильной тишины этого места.
Подозреваю, что многим отечественным любителям европейски некроавтомобилей было бы интересно здесь оказаться, и сердца многих из них облились бы кровью при виде всего этого увядающего великолепия. Никого не было среди мертвых машин — только битые стекла, развороченные передки и пыльный старый хлам внутри заплесневевших салонов. Интересно, сколько эти машины стоят на всех таких свалках? 10 лет? 20?
Немного поглазев на данный металлолом и пофотографировав его, мы двинулись дальше, и еще долго потом возвращались к обсуждению данной темы — почему же в Финляндии старые машины хранят именно так? Другие похожие свалки в сельской местности встречались нам буквально каждый день. С чем это связано? Может быть, утилизация здесь слишком дорога, или закон запрещает использовать детали старых машин? Быть может, эти автомобили можно продать. Однако, с учетом того, что с каждым годом они должны становиться все менее и менее пригодными для эксплуатации, перспективы продажи становятся все более призрачными.
В заключение скажу, что старые машины в Европе любят. И в Швеции, и в Финляндии мы встречали на дорогах массу экзотических для России тачек 70-80х годов. Причем состояние их бывало очень разным — от прогнивших насквозь страшных хосписов и до прекрасно отреставрированных экземпляров. Возможно, то, что мы видели на помойках, пока просто не созрело до того, чтобы стать предметом вожделения для любителей некро-авто.