Египет начал получать новые вагоны для своих железных дорог. Их производит российский холдинг Трансмашхолдинг, однако называть вагоны полностью российскими нельзя, потому что территориально их будут делать не только в РФ.
Пассажирские вагоны в России делает Тверской вагоностроительный завод, входящий в Трансмашхолдинг (ТМХ). Поэтому когда СМИ облетела новость, что в Каир доставлен первый вагон ТМХ из заказанных 1300, в соцсетях пошла волна радостных комментариев, что наконец-то мы начали строить на экспорт и загружаем все большее и большее число рабочих реальными заказами.
Но не спешите радоваться. Российский ТМХ и «Египетские национальные железные дороги» действительно в конце 2018 года подписали контракт на поставку 1300 вагонов модели 61-4514.
Что это за вагон – в деталях неизвестно. В каталоге производимых в Твери вагонов этого типа нет. Показан он был только внешне на этапе разгрузки в Александрии.
Например, мы отчетливо видим, что у вагона окно будет открываться снизу, а не сверху. В России ничего подобного нет, так что можно однозначно утверждать, что это новая модификация. Ждем фотографий изнутри. Известно лишь, что вагоны сидячие.
Я сперва, конечно же, подумал, что все вагоны будут с кондиционерами. В Египте ж жарко. Чай Африка. Но нет! Читаем релиз Тверского завода:
По условиям соглашения ТМХ поставит в Египет 800 вагонов 3-го класса с принудительной вентиляцией, 200 вагонов 3-го класса, 180 вагонов 2-го класса и 90 вагонов 1-го класса с кондиционированием, а также 30 вагонов 2-го класса с кондиционерами и буфетом.
Получается, что 1300 вагонов – с кондиционерами только 500. В других – вентиляцию поставили и на том спасибо. Надеюсь, египетские проводники будут менее забывчивыми, чем российские, для который включить вентиляцию – целое событие.
Ну а теперь самое интересное. Первый вагон, если верить сообщению ТВЗ, был построен в Твери и проходил испытания в том числе совместно с коллегами из Венгрии. А в Венгрии у Трансмашхолдинга есть «дочка» TMH Hungary.
В России испытывать вагон проблемно. У нас ширина колеи 1520 мм, в Египте – 1435. В Венгрии такая же. Так что прочностные тесты колесных пар, тележек и корпуса, замер шума внутри и снаружи вагона, проверка работы тормозной системы, а также динамические испытания проводили именно там.
В Венгрии в будущем будет произведена половина из 1300 вагонов, это было условием контракта. В рамках консорциума ТВЗ обещает передать технологии и организовать производство.
Недавно у меня был спор с коллегами, правильно ли называть немецким поездом. Я считал, что правильно, потому что поезд был придуман и сделан в Германии, а мы собираем его в России полностью по технологии Siemens. Более того, значительная часть «Ласточек», эксплуатирующихся в РФ, приехали к нам как раз из Германии.
Так что, если руководствоваться этой же логикой, то вагоны для Египта – все равно российские, где бы они ни производились.
Ну а Тверской завод сейчас все равно хорошо загружен. От РЖД недавно он получил контракт на несколько тысяч вагонов.