Как соединить дерево с металлом. Ремонт подмачтового бимса на нашей яхте

Надеюсь, что теперь наша эпопея с жизненно-важными деталями лодки закончится. Позавчера я, таки, поставил на место новый подмачтовый бимс: теперь он стальной и идеально прочный. Дальше можно ставить мачту, а при желании — даже отправляться в поход. Но нет, в путешествие мы пока еще не идем, так как по лодке предстоит много разных работ. Но главное, что все эти работы уже не имеют никакого отношения к прочности и надежности корпуса.

Как соединить дерево с металлом. Ремонт подмачтового бимса на нашей яхте
Прожект. 1 - фанерная проставка под степс, 2 - эпоксидная шпаклевка

Ну, собственно, существует такое мнение, что, мол, как можно пихать сталь в композитную или деревянную лодку? Да очень просто! Стальные детали прекрасно сочетаются с деревянными, крепятся к ним легко и надежно. Об этом я и поведу свой рассказ.

Как соединить дерево с металлом. Ремонт подмачтового бимса на нашей яхте
Дела давно минувших дней. На днище и бортах секции хорошо видны стальные кницы, с помощью которых разные секции соединяются друг с другом.

Когда-то, когда я еще строил наш тримаран, я и сам сильно переживал по этому поводу. Дело в том, что тримаран был не простым, а секционным: его центральный корпус, являвшийся самой нагруженной частью, состоял из четырех секций, которые я решил соединять при помощи стальных книц. Более опытные товарищи успокоили меня тем, что, например, стальная пластина, прикрепленная к фанере при помощи болтов — вовсе не висит на этих болтах, а держится на поверхности благодаря силе трения. Ведь болты сильно прижимают ее к фанере или стеклопластику, работая только лишь на растяжение, и наши детальки держатся всей своей площадью, которой они контактируют друг с другом. Кроме того, оказалось, что данное соединение можно дополнить еще и клеем, который придает ему дополнительную прочность.

Как соединить дерево с металлом. Ремонт подмачтового бимса на нашей яхте
В процессе: совмещение пилотных отверстий на "ушах"

Если попытаться просто так приклеить металлическую деталь к деревянной поверхности при помощи эпоксидной смолы, то шов рано или поздно разрушится. Дело тут в различных коэффициентах температурного расширения деталей. Однако же, если сталь с деревом при этом будет стянута болтами, то с клеевым швом ничего плохого не произойдет. Во-первых, болты при затяжке создадут огромное давление между деталями и слой клея станет микроскопически-тонким. И во-вторых, благодаря вышеупомянутому трению, а теперь еще и клею — древесина в месте соединения будет деформироваться вместе со сталью. Вот такой вот простой способ. Надо сказать, что тримаран дважды в тяжелейших условиях свозил нас на Новую Землю, а его кницы и аутригеры по прежнему на месте. Но речь у нас идет про нашу нынешнюю яхту.

Как соединить дерево с металлом. Ремонт подмачтового бимса на нашей яхте
Готовое изделие

Материалы для изготовления бимса я закупил в ближайшей металлоприемке по бросовой цене. Это была профильная труба 60х30х3, а так же стальной лист толщиной 5мм. По моему замыслу деталь должна была крепиться на подмачтовую переборку, охватывая ее с обоих сторон специальными «ушами». Поэтому-то он и сделан из двух труб.

Как соединить дерево с металлом. Ремонт подмачтового бимса на нашей яхте
Примерка и приклеивание

После изготовления самого бимса, я сделал специальную фанерную проставку, которая должна подпирать изнутри корпуса степс мачты. Планировалось, что окончательная высота проставки будет подобрана по месту, но в итоге она идеально подошла в своем изначальном виде. Да, чуть не забыл, что дырки в ушах я просверлил диаметром 4мм, под дальнейшее рассверливание до 10 уже непосредственно на лодке. На мой взгляд это необходимо для того, чтобы избежать проблем при сверлении переборки, ведь идеально точно это сделать электродрелью невозможно.

Как соединить дерево с металлом. Ремонт подмачтового бимса на нашей яхте
Вот и готово!

Ну, собственно, что дальше? Я привез бимс в яхт-клуб, намазал эпоксидкой места его установки, да и просто так поставил на 8 болтов М10. Проставку снизу закрепил саморезами, а промежуток, оставшийся сверху, заполнил эпоксидной шпаклевкой. Кстати, мой любимый наполнитель для шпаклевки, неожиданно — обыкновенная пшеничная мука. Очень рекомендую, так как это дешево, надежно и доступно.

Как соединить дерево с металлом. Ремонт подмачтового бимса на нашей яхте
Мой любимый наполнитель для эпоксидной смолы

Вот так вот я отремонтировал нашу лодку. Сразу скажу, что все соединения в новом бимсе являются неразъемными. В следующий раз мы попытаемся поставить мачту и будем собирать интерьер каюты. Ну а пока все.