Куда поехать?

Центр Пекина — как центр Вселенной. В средневековом Китае, Поднебесной империи, эта формула была отнюдь не риторической, а программой преображения незначительного города Бэйпин (Северное спокойствие) в Бэйц-зин — Северную столицу. Осуществлялась эта программа планомерно, начавшись со строительства Запретного города в XV в. В этом выпуске — рассказ в основном о том, что представлял собой в ту эпоху и что сохранил от нее Пекин к востоку от императорской цитадели.

ГОРОД МАГИЧЕСКИХ КВАДРАТОВ

Когда император династии Мин Юнлэ (Чжу Ди) в XV в. закладывал свой Императорский город с Запретным городом внутри, он был уверен, что Северную столицу Китая — его столицу — ждет великая судьба. И оказался прав.

Самые ранние останки гоминидов на территории современного Пекина — синантропов (от лат. Sinanthropus pekinensis — «пекинский человек»), обитавших здесь — были найдены в пещере горы Лунгушань возле деревни Чжоукоудянь (нынешний городской район Фаншань). Археологи относят их к периоду от 230 до 77 тыс. лет назад. Homo sapiens появились здесь на смену гоминидам примерно 27-10 тыс. назад. Это был палеолит, а с неолита здешние обитатели начали заниматься земледелием. Первые городские поселения возникли еще в 1 тыс. до н. э. С этого времени историю Пекина с полным основанием можно считать непрерывной.

У Китая были и другие столицы, и границы государства менялись в зависимости от стратегических интересов той или иной императорской династии, войн, которые они вели, драматических поворотов в судьбах императоров, их свершений и подвигов. Бушевавшие в императорских дворцах страсти тоже влияли на ход событий в стране. Юнлэ как бы поставил точку в этом цикле, начав новую историю Китая со строительства Запретного города в новом центре страны Бэйцзин, что означает Северная столица, до этого называвшемся Бэйпин (Северное спокойствие). А далее город развивался по образу и подобию императорской резиденции, закрытой для простолюдинов под страхом казни за любые попытки проникновения туда.

Горожане не знали доподлинно, что именно происходит за стенами Запретного города, но прекрасно понимали, по какому принципу он устроен. Тут никакой тайны и не могло существовать, ибо по тем же основам строили в городе и до появления Запретного города: согласно древнекитайским представлениям о мироустройстве. В самом схематичном виде по этим представлениям: Вселенная — Поднебесная империя. Синоним Поднебесной — Китай как ее центр. А устроена Вселенная, Земля как квадрат, ориентированный по сторонам света. И Пекин в целом — это также как бы квадрат, пусть не идеальный, но близкий к этой фигуре.

Традиционные пекинские жилые постройки — сихэюани — тоже подчинены этому правилу. Слово «сихэюань» переводится как «четыре [дома] с одним двором». Дома сихэюаня стоят прямоугольником в виде буквы П, фасады их обращены внутрь двора. Двор же являет собой квадрат, в центре которого растет какое-нибудь дерево с раскидистой кроной. Между сихэюанями пролегают узкие и почти всегда прямые переулки — хутуны, почему эти постройки чаще всего называют также хутунами (произносится легче), хотя точнее — сихэюани. Хутуны прокладывали с запада на восток с тем, чтобы ворота сихэюаней выходили на север и юг. Почти весь старый Пекин в XVI-XIX вв. состоял из сихэюаней и хутунов, но жизнь заставила их сносить — иначе не проложишь дорог, не построишь высотных домов и торговых центров. Ведь без торговли Пекин — не Пекин.

Чем ценилась жизнь в сихэюане, так это тем, что все его обитатели хорошо знали жизнь друг друга, постоянно контактировали и поддерживали соседей во всех жизненных перипетиях: это было феноменальное духовное единство, как описывают его городские предания. Теперь эти исторические постройки — редкость, но кое-где они еще стоят — по всем четырем сторонам от Запретного города и площади Тяньань-мэнь — и охраняются государством. Более того, ради возрождения колорита старого Пекина возводятся небольшие новые жилые комплексы в этой стилистике, и побродить среди них, насладиться в местных заведениях «молодым» чаем, который «жарят» (сушат) при вас, — это шанс почувствовать душу Пекина.

А лучшая иллюстрация китайского понимания окружающего мира и сопутствующей ему философии — храмы и монастыри Пекина, в большинстве которых присутствует тот самый совершенный магический квадрат.

Пекин заключен в шесть следующих друг за другом от центра города окружных магистралей с прямыми углами. Эта их форма продиктована структурой города, сложившейся с древности, когда все строения возводились, а улицы прокладывались по векторам север — юг и запад — восток. С запада на восток пролегает проспект Чанъаньцзе — центральная магистраль столицы, относительно которой мы и разделили наш рассказ про центр Пекина: в этом выпуске мы расскажем про район, что лежит на северо-востоке от центра города, в №368 — на юге, а в №369 — на северо-западе.

РАСШИРЕНИЕ ПУТИ

Конфуций говорил: «Человек расширяет Путь (Дао), а не Путь расширяет человека». Понять Конфуция — значит понять Китай. И начать знакомиться с культовыми сооружениями на востоке и северо-востоке Пекина лучше всего с его храма.

Среди основных философско-этических школ Китая (а есть еще и немало их разновидностей) конфуцианство — без преувеличения, главный феномен культуры. Даже в современном прагматичном китайском обществе каноны Конфуция, или Учителя (551-479 гг. до н. э.), составляют центральное звено всей этики — и бытовой, и деловой. Например, такой канон, как Учан, или Улунь, определяющий нормы взаимоотношений между государем и чиновником, отцом и сыном, старшим и младшим братьями, мужем и женой, между друзьями. Храмовый комплекс Конфуция и Императорская академия при нем были построены во время монгольской династии Юань, правившей почти всем Китаем в 1271-1368 гг. Нынешний облик храм приобрел в 1906-1916 гг. Начала реконструировать и преображать его последняя в Китае монархическая, маньчжурская династия Цин, чья власть в стране и, соответственно, в Запретном городе завершилась в 1911 г. Самый большой храмовый зал — Полного совершенства, или Великого достижения (в 1411 г. он сгорел), где императоры отдавали дань почтения Конфуцию, по проекту цинских архитекторов достраивался уже другими. Весь комплекс насыщен множеством образных смыслов.

Другой знаменитый храм этой части города — храм-монастырь школы тибетского буддизма гэлугпа Юнхэгун (Дворец мира и гармонии, храм Ламы) — замечателен по-другому: в нем соединились тибетские и китайские классические архитектурные и декоративные формы. Храм состоит из пяти следующих друг за другом павильонов, расположенных, естественно, по оси север — юг, или инь — ян, в обрамлении менее значительных построек. Во время культурной революции (1966-1976 гг.) Юнхэгун едва не был снесен, спас его от разрушения премьер Госсовета Чжоу Эньлай.

В нескольких сотнях метров от Юнхэгуна стоит один из четырех главных пекинских храмов — Земли (Алтаря Земли) — Дитань, второй по величине и значению после храма Неба, составляющий единое целое с Дитаньским парком, где по утрам сотни пекинцев выполняют движения гимнастики тайцзицюань — оздоровительного варианта одноименного китайского боевого искусства, название которого переводится как «кулак великого предела». Тот самый сакральный алтарь, который входит в название храма, наполнен водой и имеет форму квадрата.

В районе Чаоян, названном так по воротам Чаоянмэнь бывшей крепостной стены, находятся еще два знаменитых храма. Дунъюэ — храм Восточного пика, заложенный в 1319 г., с тремя дворами и 376 комнатами. Восточный пик — это гора Тайшань (гора Восхода), главная из пяти священных для даосов гор, находящаяся в провинции Шаньдун. Основное достояние этого храма-монастыря — каменные скрижали, на которых самый часто встречающийся иероглиф фу — «счастье». Здесь также представлены палаты «мирового порядка». Более 500 фигур «благородных мужей» получают в них награды или наказания. На территории храма расположен Музей китайского фольклора. В комплекс храма входят также «Стеклянные арки» (Люли пайхан), на самом деле — каменные, стоящие напротив входа в храм, на другой стороне улицы.

Храм Солнца XVI в. в парке Житань исторического района Цзяньгомэнь, собственно, и не храм, а жертвенный алтарь квадратной формы для поклонения Солнцу. Здесь склоняли свои головы перед небесным светилом Сыновья Неба — императоры. Этот памятник интересен тем, что он симметричен храму Луны в историческом районе Фучэнмэнь на западе города. А вкупе с храмом Неба и храмом Земли они образуют единый комплекс — своего рода квадригу, поддерживающую космический порядок в Поднебесной.

На востоке города находится и самый крупный его парк — Чаоян. Его концепция — собрание разных садов, объединенных вековечным союзом Земли и Воды.

Районы, простирающиеся на северо-восток и восток от исторического ядра Пекина — Запретного города, воплощают те же градостроительные принципы, выраженные в концентрических прямоугольниках: большинство святилищ — памятников архитектуры — окружены парками, имеют пешеходные улицы, они же, как правило, и торговые, а старые кварталы хутунов имеют строго прямоугольные очертания с ориентацией по сторонам света. Символический квадрат для китайцев — с древности модель окружающего мира.


ДЛЯ ЖИЗНИ ПОЛНОЙ И ПРЕКРАСНОЙ

Восточная часть Пекина очень хорошо представляет биение его сегодняшнего пульса в сферах искусства и торговли.

В 1962 г. в Пекине открылся Национальный художественный музей. Сегодня площадь его 21 выставочного зала составляет более 35 тыс. м2. Диапазон работ — от традиционной живописи до самых новых работ современных художников. Другой, притягательный для тех, кто интересуется искусством Китая, — арт-кластер Цаочанди на востоке Пекина, детище самого знаменитого на сегодняшний день китайского художника, дизайнера, архитектора Ай Вэйвэя, спроектировавшего кубистические здания для этого художественного центра. Здесь находятся мастерская и дизайнерское бюро самого маэстро, и благодаря этому камертону, низкопробных поделок, расчитанных на невзыскательный массовый спрос, которыми нет-нет, да и грешат некоторые другие арт-кварталы Пекина, в здешних галереях и мастерских не водится.

Перейдя же на территорию коммерции, если обращать внимание не только на витрины, то и на торговых улицах можно рассмотреть немало примечательных подробностей истории Пекина. От Национального художественного музея совсем близко улица Ванфуцзин, которой более 700 лет. Она считается главной территорией шопинга в Пекине и не пустует ни днем, ни ночью. На протяжении 810 м здесь расположено около 200 магазинов и универмагов с товарами лакшери-класса. И дома здесь стоят соответствующие: в основном многоэтажные, в стиле хай-тек, торгово-офисные центры.

Но есть и старинные, тщательно отреставрированные или стилизованные под старину. Но история Ванфуцзин — не только торговая. По легенде, один из императоров династии Мин примерно 500 лет назад велел построить на этом месте в ряд дома всех его десяти братьев, чтобы, как говорят опять же легенды, постоянно держать их под контролем: а то вдруг тоже захотят на трон... Местный древний источник с исключительно чистой водой назвался Ван Фу. Цзин — по-китайски, «источник». Так и сложилось название Ванфуцзин. На этой улице стоит католический собор Св. Иосифа, архитектура которого весьма своеобразна, в неоколониальном стиле.

Улица Ябаолу в районе Чаоян — тоже торговая, стала назваться еще и русской улицей в 1990-х, когда на здешние оптовые рынки, где можно было торговаться, хлынули наши «челноки». С тех пор здесь многое изменилось, Ябаолу обрела респектабельность, но нравы здесь все же проще, чем на Ванфуцзин.

А вот тенистая улица Гоцзыцзянь, которая лишь немногим младше Ванфуцзин и тоже торговая, обладает все же отличной и от нее и от Ябаолу атмосферой. Может быть, потому, что на ней находится и храм Конфуция, или оттого, что вывески магазинов здесь выполнены в основном в старинных традициях — с затейливыми узорами в даосской традиции, в красочном стиле наивного искусства. Гоцзыцзянь не всегда была торговой. В 1306 г. здесь было основано элитное учебное заведении эпохи Юань — Школа сынов государства, образование в которой получали молодые аристократы и в эпохи Мин и Цин. От школы сохранилась входная арка, на которой расписывались императоры. Среди торговых точек этой улицы наиболее популярен магазин старинной игрушки «РонгбуТан».

Из современных зданий в восточной части города самые знаковые — Олимпийский стадион «Ная-чао» («Птичье гнездо», архитектурное бюро «Херцог и де Мёрон» и художник Ай Вэйвэй, 2008 г.), точнее, многопрофильный спортивный центр, и «Водный куб» (центр водных видов спорта), в плане представляющий собой квадрат. Символику птичьего гнезда, выполненного из стальных, как бы хаотично оплетающих бетонную чашу конструкций, архитекторы использовали как дань уважения китайским традициям, согласно которым гнездо — символ отчего дома, мира, чистоты и цельности.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Титул «вдовствующей императрицы» Цыси подарил в своем завещании император династии Цин Ичжу (Сяньфун, по девизу его правления). Как и законной своей супруге Циань. Но Циань ничего не понимала в государственных делах и к тому же прожила после смерти супруга недолго.

■ Запрет для простых смертных на любую попытку проникновения за стены Запретного города был самым беспощадным. Сохранился рассказ об одном простолюдине, сумевшем преодолеть эти стены с намерением убить императора. Злоумышленника казнили, постепенно отрезая по маленькому кусочку его плоти, с тем, чтобы как можно дольше работали все внутренние органы. Рассказ об этом случае потому и остался в летописях, что его широко распространяли, дабы устрашать им народ.

■ На территории храма Конфуция стоит дерево, имеющее имя собственное, — Чуц-зяньбо («Кипарис, поражающий пороки»), или Бяньцзяньбо («Кипарис, различающий пороки»). Считается, что ему более 700 лет, а посадил его глава Императорской академии мудрец Сюй Хэн, официальный титул которого по чиновничьей табели о рангах того времени звучал как «Совершающий возлияния жертвенного вина». А что касается пороков, то этот самый кипарис уличил в них, по легенде, Янь Суна, министра эпохи Мин. Во время жертвенной церемонии сломанная порывом ветра ветка сорвала с головы этого не очень благонравного человека шляпу, что считалось позорной потерей лица. А вот хорошим, добрым людям, как считается, кипарис дарит счастье.

■ Использование евнухов практиковалось в императорских дворцах Китая со времен династии Хань (206 до н. э. — 220 гг. н. э.), но в Запретном городе Пекина достигло наибольшего масштаба. Всего там постоянно находилось 3 тыс. скопцов. Ими были все стражники, слуги, чиновники и даже главный архитектор Запретного города Чжунь Ань. Великий мореплаватель Чжэн Хэ, евнух императора Юнлэ, командовал флотом, корабли которого ходили в Юго-Восточную Азию, Индию, Аравию, Персию и Восточную Африку.

■ В 1403 г. Юнлэ созвал 2169 ученых Академии Хань-линь и поручил им написать энциклопедию, отражающую историю Китая, все полученные ими знания и опыт на основе всех книг императорской библиотеки по философии, религиозным канонам, истории, географии, астрономии, медицине, искусству и т. д. К 1408 г. энциклопедия «Юнлэ дадянь» была создана. Предисловие к ней написал сам император ярким, образным слогом. Энциклопедия состояла из 22 877 цзюаней (шелковых свитков), плюс 60 цзюаней оглавления. Цзюани составляли 11 095 томов, содержавших в целом 510 тыс. страниц. Напечатать столь обширный труд не представлялось возможным, и он был написан вручную. До нашего времени сохранилось 797 цзюаней, или 4% оригинального текста. Эта энциклопедия считалась самой большой среди подобных изданий до самого 2001 г., когда появилась глобальная многоязычная сетевая Википедия.

■ Евнухи обязаны были присутствовать при любовном свидании императора с наложницами и внимательно наблюдать за всеми его нюансами, а потом описывать буквально все, что происходило во время интимной близости.

■ Дворцовых женщин-наложниц было примерно 3 тыс. Не каждая девушка удостаивалась чести попасть на ложе Сына Неба. Поблекнув и болезненно переживая собственную ненужность, бывшие красавицы впадали в состояние глубокого уныния. Но одна из них достигла великой славы. Цыси (1835-1908 гг.) в 1861-1873 гг. была правящим регентом при малолетнем сыне Цзяйчуне, в 1875-1889 гг. — при малолетнем племяннике, императоре Пу И. В юности, когда она, рожденная в знатной, но небогатой маньчжурской семье, попала во дворец, звали ее Ниласы. Особых шансов возвыситься Ниласы не имела, однако, будучи неглупой, обладая утонченным вкусом, она много читала, занималась живописью, музыкой, танцами, изучала рецепты обольщения, а затем подкупила главного евнуха, распахнувшего для нее двери в покои императора. Однажды и, как оказалось, навсегда. Цыси приписывают коварство и бессердечность, но не все из этого полная правда, а то и целиком вымысел. Да, она совершила немало такого, что не вызывает одобрения, но в ответ на интриги против нее, как установили по документам самые компетентные китаеведы.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Дворцово-парковый комплекс «Запретный город», ныне Музей Гугун, в 1987 г. занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (см. «Атлас» №228).
■ Исторические: Врата Небесного спокойствия, Барабанная и Колокольная башни, дворец Цзюйфудянь, резиденция князя Гуи, торговые улицы: Ванфуцзин, проложенная в XIV в., и Ябаолу («Русская улица»), Императорская академия, исторические кварталы из домов-сихэюань.
■ Культовые: храм Конфуция (1302 г., реконструкция 1906-1916 гг.), даосский храм Дунъюэ (Восточного Пика) (1319-1322 гг.), алтарь Земли (Дитань, 1530 г.), храм Солнца (Житань, 1530 г.), ламаистский м-рь Юнхэгун (1694г.), храмы Гуанфу, Бейлин, Жижу, Чжихуа, Пуду, мечеть Нандоя, католич. собор Св. Иосифа в неоколониальном стиле (нач. XX в.).
■ Культурные: Национальный художественный музей, арт-кластер Цаочанди, Народный художественный театр, театр «Чанъань», Театр кукол, Фольклорный музей, Музей палеолита, Музей науки и техники.
■ Парки: Цзиншань (1279-1368 гг.), Дитань (Земли), Житань (Солнца) с садом Юйси-ньюань, Чжуншань, Цинняньху, Чаоян (разбит в 1984 г.).
■ Прочие: Олимпийский стадион (2008 г.), бывший (в 1861-1959 гг.) Посольский городок (ныне — торгово-раз-влекательный центр), Деловой центр Пекина, парк развлечений «Хуаньлэгу» («Долина веселья») — 120 аттракционов, «Гэлакси СОХО (2012 г.).

ЦИФРЫ

Площадь Пекина: 16 801 км2.
Население Пекина: 21 705 000 чел. (2015 г.).
Плотность населения: 1291,9 чел/км2.
Общая площадь историч. центра: ок. 92 км2.
Население историч. центра: бол. 2 млн чел.
Запретный город: площадь — 720 000 м2 (961 х 753 м), кол-во помещений — 8707 (предположительно 9999, часть комнат закрыта), длина внешней стены — 3400 м, кол-во посетителей Музея Гугун — 7 млн чел/год.
Площадь парка Дитань: 40 га.
Площадь парка Чаоян: 288,7 га.
Площадь Олимпийского стадиона: — 258 000 м2.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Пекин, столица Китайской Народной Республики (с 1949 г.).
В нормативном произношении: Бэйцзин — Северная столица.
Первое упоминание о городе на месте юго-западной части нынешнего Пекина: XI в. до н. э.
Прежние имена городов (столиц) на месте или поблизости от нынешнего Пекина: Цзи (столица государства Янь), Наньцзин, Чжуду (Поздняя Цинь), Даду (кит.) или Ханбалык (монг.) при монгольской династии Юань.
Админ. статус: город центрального подчинения.
Административно-территориальное деление Пекина: 16 единиц уездного уровня (14 являются районами и 2 — уездами). Главная магистраль Пекина — проспект Чанъаньцзе (протяженность 40 км, ширина некоторых участков— 100 м).
Старый город Пекина (в границах бывшей крепостной стены): Дунчэн (Восточный город), Сичэн (Западный город).
Районы, рассматриваемые в основном в этом выпуске: Дунчэн, Чаоян.
Денежная единица: юань.
Офиц. язык: китайский.
Этнический состав жителей Пекина: ханьцы — 95%, маньчжуры — 2%, хуэй — 2%, монголы — 0,3%, другие — 0,7%.
Аэропорт: Шоуду (международный).

Атлас. Целый мир в твоих руках №367


Если вы не нашли нужную информацию, то поищите в другой энциклопедии по этой ссылке.


Вы в разделе: Энциклопедия путешествий - Отличное место. Материал для реферата "Пекин", курсовой работы.

Чтобы получить полную информацию, подпишись на нас Vk.com/enciclopediyageografa

Отзывы, обсуждение обзора "Пекин" здесь: