Куда поехать?

Литовский город Каунас появился вместе с крепостью. А иначе и быть не могло в тех местах, где Тевтонский орден огнем и мечом утверждал свою власть и религию. К тому же город оказался в очень важном месте — там, где сливаются две большие реки. Вся дальнейшая история Каунаса — сплошная череда нападений и обороны, когда крепость захватывала одна сторона, а другая торопилась ее отбить. И тем не менее горожане терпеливо строили свой город, стремясь к процветанию и благополучию. Но на этом пути они то и дело наталкивались на интересы соседних больших держав, которые решали за каунасцев, кому должен принадлежать их город.

РОЖДЕННЫЙ В ЗАМКЕ

Первой постройкой, заложившей ядро будущего Каунаса, стал замок, от которого до сегодняшнего дня сохранилась по большей части только его славная история.

Каунас — второй по величине город Литвы, ее экономический, интеллектуальный и административный центр. Порт Каунас стоит у впадения реки Вилии (литовское название — Нярис) в Неман (Нямунас), рядом с Каунасским водохранилищем — самым большим в Литве, появившимся в 1959 г. после строительства Каунасской ГЭС и дамбы через Неман.

Впервые название Кабну — предшественник Ковно и Каунаса — встречается на карте XII в. арабского географа Идриси, который, судя по всему, до территории нынешней Литвы не добрался и нанес это название, опираясь на малоизвестные источники.

Что известно точно: в 1270 г. был построен Каунасский замок, ставший одним из самых ранних оборонительных фортификационных сооружений на территории Литвы. Благодаря замку в 1361 г. Каунас впервые упомянут в письменных источниках, где рассказывалось о захвате Каунасского замка Тевтонским орденом, что стало одним из тяжелейших поражений в истории сопротивления литовцев германским рыцарям.

Каунас построен в стратегически важном месте — у слияния двух больших рек, почему несколько раз подвергался нападениям крестоносцев. Это было время постоянного кровавого противостояния народов. Крепость полностью разрушали и восстанавливали обе стороны не менее пяти-шести раз.

Хроника 1361 г. не указывает, был ли Каунас к тому времени городом. В этом вопросе принято опираться на тот факт, что в 1408 г великий князь Витовт даровал Каунасу магдебургское право. Этот год и считается датой основания города.

С тем временем связано строительство кафедрального собора Петра и Павла в 1408 г. в романском стиле с 40-метровой колокольней. В результате более поздних реконструкций в нем появились черты ренессанса и барокко.

Двумя годами позже, в 1410 г., объединенная литовско-польская армия разгромила Тевтонский орден в битве при Грюнвальде, и Каунас смог использовать свое выгодное положение для развития торговли с ганзейскими городами Кенигсбергом и Данцигом. Хотя Каунас в Ганзейский союз не входил, в 1441 г. в нем было открыто представительство Союза, просуществовавшее до 1532 г.

Главные товары Каунаса в XV-XVI вв. — лес, воск, зерно и продукция ремесленников: здесь насчитывалось 40 различных мастеровых цехов. Средневековый город делился на северную часть у слияния рек, с замком и посадом, и южную — с торговым посадом и портом.

По Люблинской унии 1569 г. Каунас отошел к Речи Посполитой.

Наметившееся благополучие города подорвали войны XVII в., две эпидемии чумы и ужасающий пожар, в котором сгорели все постройки. В 1655 г. шведские войска захватили и разграбили Каунас и сожгли его почти полностью. К тому времени город уже находился в составе Речи Посполитой, и польский сейм в 1662 г. на 10 лет освободил горожан от уплаты любых налогов, даровав право беспошлинно сплавлять по реке лес в Пруссию в течение четырех лет и разрешив устраивать большие двухнедельные ярмарки.

К концу XVIII в. Речь Посполитая пришла в упадок, произошел ее Третий раздел, по которому Каунас в 1795 г. вошел в состав России. Это, а также нашествие наполеоновских войск в 1812 г. снова ввергли город в состояние разрухи. Достаточно сказать, что в 1815 г. в Каунасе жило всего 2400 чел.

В 1830-1831 и 1863-1864 гг. Каунас оказался в центре освободительных восстаний в Польше и Литве, быстро разгромленных царскими войсками.

Каунас (использовалось полонизированное название города — Ковно) крайне медленно преодолевал последствия периода упадка. Некоторое оживление торговой и культурной жизни началось в 1842 г., когда город стал центром Ковенской губернии и была проложена железная дорога, соединившая его с Кенигсбергом. К востоку от Старого города возникла новая часть Каунаса с регулярной планировкой.

Центральная часть — Старый город — находится в низине, у слияния рек Вилии и Немана. Основная часть города — на правобережье Немана. Новый город — к востоку от Старого, предместье Вилиямполе — к западу, к северу — крупный спальный район Жалякалънис, к нему из центра поднимается фуникулер. Вся Литва — страна преимущественно равнинная, но Каунас расположен на холмах, некоторые высотой 100 м.

В ПОИСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В истории Каунаса немало страниц, ярко иллюстрирующих зародившееся еще в раннем Средневековье стремление каунасцев самыми разными способами продемонстрировать и сохранить национальное лицо города.

Значительный вклад в культурную жизнь города внесла еврейская община. В 1897 г. она была самой крупной — 35%, русских было 26%, поляков — 23%, а литовцев — всего 6%. Такое количество евреев в целом польско-литовском городе объяснялось тем, что Ковенская губерния входила в перечень черты оседлости — территории, за пределами которой запрещалось постоянное проживание иудеям. Евреев же привлекала в Ковно относительная близость к культурным центрам Европы.

Учитывая приграничное положение города, в конце XIX — начале XX в. российские власти построили в городе крепость: 9 фортов и 14 артиллерийских батарей. Крепость была закончена накануне Первой мировой войны, но при первом же натиске германских войск продержалась всего 11 дней и капитулировала. До 1919 г. Каунас оккупировали германцы.

По итогам Первой мировой войны было образовано независимое государство Литва, затем последовали вооруженный конфликт с Польшей и потеря Вильнюса. Что, однако, изменило статус Каунаса, провозглашенного «временной столицей» Литвы, хотя законодательно это никак не было закреплено.

Став столичным городом, Каунас начал активно строиться, в конце 1920-х гг. в нем появились дома модного тогда и до предела скупого на излишества стиля баухауз. В 1922 г. основаны Литовский университет, сельхозакадемия, консерватория, художественная школа, первый в Литве государственный театр. К 1940 г. численность населения составляла 154 тыс. чел.

Изменилась и этническая структура города: в 1939 г. литовцы уже составляли большинство населения — 60%, евреи — 25% (черта оседлости была ликвидирована еще в 1918 г.), остальные — поляки и восточные славяне.

Каунас пробыл фактической столицей государства до 1940 г., когда в соответствии с секретным протоколом к пакту Молотова — Риббентропа СССР присоединил к себе помимо прибалтийских республик Вильнюс и тот стал столицей Литовской ССР в составе Советского Союза.

23 июня 1941 г. германские войска оккупировали Каунас. Девятый форт Каунасской крепости был превращен в лагерь смерти, в крепости было убито более 100 тыс. человек, большинство — евреи из других стран. Евреи Каунаса были согнаны в отдельное гетто в пригороде Вилиямполе, большинство из них погибло.

Германские войска были выбиты из Каунаса 1 августа 1944 г., разрушенная оккупантами на 60% промышленность восстановлена и намного превысила довоенный уровень производства.

В годы СССР движение за сохранение национальной идентичности литовцев после уничтожения последних вооруженных групп «лесных братьев» в 1953 г. вылилось в антисоветские демонстрации 1956 и 1972 гг. и акт самосожжения 19-летнего Ромаса Каланты 14 мая 1972 г.

Гости города отмечают разнообразие архитектурных стилей в Каунасе, каждая эпоха оставила свой отпечаток: готический замок, костел Витовта, кафедральный собор Петра и Павла и дом Перкунаса, ренессансный дворец князей Масальских, барочные монастырь камальдолийцев в Пажайслиссе, церковь иезуитов и ратуша. Среди зданий советского периода выделяется картинная галерея имени Чюрлениса в неоклассическом стиле.

Символическое значение для горожан имеет Статуя Свободы, воздвигнутая в 1928 г., в 1930-е гг. уничтоженная и восстановленная в 1989 г. на площади Единения напротив Военного музея, во время первых демонстраций за отделение Литвы от СССР.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Дом Перкунаса получил свое название после того, как в начале XIX в. во время реконструкции здания здесь обнаружили бронзовую статуэтку, предположительно литовского языческого бога огня и громовержца Перкунаса, родственного славянскому Перуну. Появилась легенда, что дом якобы являлся святилищем языческого божества, отсюда и его название. Здание было возвращено иезуитам, и сегодня в нем — Каунасская иезуитская гимназия.

■ Памятник Стяпонасу Дарюсу и Стасису Гиренасу установлен в память о двух литовских летчиках, погибших в 1933 г. На одномоторном аэроплане «Литуаника» они вылетели из Нью-Йорка в Каунас, преодолели 6411 км, совершив беспосадочный трансатлантический перелет, но потерпели крушение в лесу под Золдином (ныне Мыслибож, Польша).

■ В основе единственного в своем роде Музея чертей — частное собрание каунасского художника Антанаса Жмуйдзинавичюса, начавшего коллекционировать маски и произведения малой пластики, изображающие чертей, в 1906 г После его кончины в 1966 г. коллекция была выставлена для всеобщего обозрения, сегодня в ней свыше 3 тыс. экспонатов.

■ В настоящее время Пажайслисский монастырь — действующий женский, в нем хранится много памятников культуры и, в частности, находится могила князя Алексея Львова (1798-1870 гг.), автора музыки российского гимна «Боже, царя храни».

■ Германские войска захватили Каунас 23 июня 1941 г., а через день, 25 июня, был организован каунасский погром. Им руководил Альгирдас Климайтис — командир военизированного литовского формирования. По сообщению бригадефюрера СС Франца Вальтера Шталекера, к 28 июня 1941 г. от рук подчиненных Климайтиса погибло 3800 евреев в Каунасе (разные источники указывают разные цифры). После войны Климайтис скрывался под чужим именем, был обнаружен в Германии, гамбургская прокуратура начала подготовку обвинения, но Климайтис умер в 1988 г.

■ Исторически точное происхождение Каунаса установить пока еще невозможно. Авторы польских хроник и составители более поздних исторических трудов указывают в качестве года основания 1030 г. Сам же факт основания приписывается Кунасу (или Конасу) — сыну древнего литовского князя Полемона-Либона, погибшему, если верить легенде, под Слонимом в битве с великим князем Ярославом Владимировичем в 1040 г. Эта дата лишена серьезного исторического основания.

■ Звание «культурной столицы» Литвы город получил потому, что в нем жили и творили поэты Адам Мицкевич, Пятрас Цвирка и Саломея Нерис, художник и композитор Микалоюс Чюрленис, в городе родились режиссер Витаутас Жалакявичус и актер Донатас Банионис.

■ В числе евреев Каунаса были выдающиеся ученые и деятели культуры: писатель Авраам Many — автор бытовых романов, первых художественных произведений новоеврейской литературы; создатель языка эсперанто Людвик Лазарь Заменгоф; математик Герман Минковский.

■ Одна из первых известных осад Каунасской крепости произошла после кончины литовского князя Витеня в 1316 г. Магистр Тевтонского ордена Карл Беффарт, используя как предлог незаконного претендента на литовский престол Пелюзу, осадил крепость, таранами разрушил стены, вырезал горожан. Самый мощный штурм крепости произошел в 1361-1362 гг. Папа Иннокентий VI жаждал насадить в Литве католицизм и благословил тевтонцев на захват крепости. Под знамена ордена собрался цвет рыцарства со всей Европы, в том числе из Чехии, Италии, Англии и Дании. Каунасский замок был первым в Литве с двойной оборонительной стеной шириной более 13 м. Город оборонялся 25 дней, пока тевтонцы не подвели к стенам две огромные штурмовые башни, одновременно ведя подкоп под стены. Город и замок были захвачены, все укрепления полностью разрушены.

■ У городских костелов во многом схожая судьба. Костел Витовта Великого в честь Успения Девы Марии — вероятно старейшая в Каунасе готическая церковь, построенная около 1400 г. — поначалу принадлежал монахам-францисканцам. Во время наполеоновских войн французы устроили в нем склад, а при отступлении подожгли его. В 1845-1853 гг. костел был передан русской православной церкви, позднее возвращен католикам. Костел Св. Франциска Ксаверия был построен при монастыре иезуитов в стиле позднего барокко в 1666 г. Он пострадал по меньшей мере от десяти пожаров. В 1825 г. его переименовали в церковь Александра Невского, но после Первой мировой войны он был возвращен иезуитам.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Исторические: остатки княжеского замка (XIII-XIV вв.), дом Перкунаса (XV в.), Ратушная площадь и ратуша (1542 г.), ренессансный бывший дворец Масальских (начало XVII в.), здания в стиле конструктивизм (Дворец промышленности, торговли и ремесел; сельскохозяйственный банк, биржа труда, Военный музей, почтамт, 1920-1930-х гг.), фуникулеры (1930-е гг.).
■ Культовые: костел Витовта Великого (Успения Пресвятой Девы Марии, 1399 г., неоднократная реконструкция), кафедральный собор Петра
и Павла (1408 г.), костелы Св. Георгия (начало XVI в.) и Св. Троицы (1624-1634 гг.), иезуитский костел Св. Франциска Ксаверия (1666-1720 гг), Пажайслисский монастырь (XVII в.), синагога (1872 г.), костел Св. Архангела Михаила (1891-1893 гг.), мечеть (1930 г.).
■ Культурные: парк Ажуолинас (Дубрава), зоопарк (1938 г.), Ботанический сад (1932 г.), музеи: Каунасского замка, керамики, национальный художественный Микалоюса Чюрлениса, чертей, литовской литературы имени Майрониса, народных музыкальных инструментов, IX форта, жертв геноцида, народного быта в Румшишкесе.

ЦИФРЫ

Площадь: 168 км2.
Население: 292 677 (2017 г.).
Плотность населения: 1742,1 чел/км2.
Высота центра: 47 м.
Удаленность: 104 км к С.-3. от Вильнюса.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: Ю. центра Литвы.
Административная принадлежность: Каунасский уезд, Каунасское городское самоуправление.
Административное деление: 14 староств. Основан: 1270 г. Первое упоминание: 1361 г. Статус города: 1408 г. Язык: литовский.
Этнический состав: литовцы — 93,6%, русские — 3,8%, украинцы — 0,4%, поляки — 0,4%, белорусы — 0,2%, евреи — 0,09%, прочие — 1,51% (2011 г.),
Религия: католицизм.
Денежная единица: евро.
Реки: Неман, Вилия.
Аэропорт: Каунасский международный.

Атлас. Целый мир в твоих руках № 366


Если вы не нашли нужную информацию, то поищите в другой энциклопедии по этой ссылке.


Вы в разделе: Энциклопедия путешествий - Отличное место. Материал для реферата "Каунас ", курсовой работы.

Чтобы получить полную информацию, подпишись на нас Vk.com/enciclopediyageografa

Отзывы, обсуждение обзора "Каунас " здесь: